Организация профориентационной работы в ОО
|
|
МКУУО | Дата: Пятница, 14.06.2019, 09:35 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 46
| Для участия в форуме необходимо указать ФИО, место работы, должность.
Требования к материалам для публикации: - Материалы статьи должны быть оригинальными, т. е. они не должны быть опубликованы на других сайтах или в иных источниках. В случае использования материалов (цитат) с других источников их количество не должно превышать 50 % от общего количества текста. - Тексты не должны содержать орфографических и стилистических ошибок. - Объем представляемой информации: не менее 1000 знаков (без учета пробелов). При представлении статьи объемом до 6000 знаков выдается сертификат участника интерактивного форума, объемом более 6000 - свидетельство о публикации. В данном случае необходимо указать тему публикации.
Материалы добавляются с помощью кнопки "ОТВЕТИТЬ".
| |
| |
morozova-maha | Дата: Пятница, 24.01.2020, 11:31 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Морозова Мария Викторовна, Педагог– психолог МБОУ «СОШ №30»
Сетевое взаимодействие образовательных организаций как способ формирования профессиональной направленности обучающихся Для качественной организации профориентационной работы среди учащихся оправдано использование ресурсов организаций профессионального и высшего образования, дополнительного образования, центров занятости населения и предприятий города.Одним из способов формирования профессиональной направленности учащихся является сетевое взаимодействие.Так, в нашей школе в 2018-2019 учебном году партнерами по сети выступили: -Детская школа искусств №37(организация дополнительного образования); -Модельная библиотека семейного чтения (п.Малиновка, с.Сарбала); -Дом детского творчества (п.Малиновка,г.Калтан); -Кемеровский государственный университет (КемГУ) филиал г.Новокузнецк (образовательная организация высшего образования); -ГПОУ «Калтанскиймногопрофильный техникум» КаМТ (профессиональные образовательные организации); -Выставочный зал-музейг.Калтан; -Центр занятости населения(ЦЗН г.Осинники); -Предприятия поселка (ст. ОАО РЖД; котельная; больница;пожарная часть). Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на использование общеобразовательными учреждениями города различных организационных моделей профориентационной работы, недостаточно используется потенциал каникулярного времени. В связи, с чем нами разработана программа профильных каникул «Путевка в профессию», которая реализуется в каникулярное время учащихся, что позволяет оптимизировать их нагрузку в учебное и каникулярное время, а также без отрыва от учебной деятельности принимать участие в мероприятиях, организованных учреждениями сети, избегать перегрузки учащихся и с пользой организовывать их досуг. Целью организации профильных каникул с сетевым взаимодействием является оказание помощи учащимся в осознанном выборе направления дальнейшего обучения, повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Программа профильных каникул рассчитана на учащихся 8-11 классов. Сетевое взаимодействие в профориентационной работе со школьниками позволяет учащимся более углубленно познакомиться с многообразием профессий, непосредственными трудовыми функциями работников, с учебными заведениями, правилами поступления в учебные заведения, а также изучить свои психологические особенности и сравнить их с требованиями, предъявляемыми профессией к работнику.В рамках организации профильных каникул с сетевым взаимодействием для учащихся 8-11 классов в осенний и зимний периоды 2018 – 2019 учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия: -игровая познавательная викторина«ПРОФИ-тест», проведенная библиотекарем Модельной библиотеки семейного чтения п. Малиновка и с.Сарбала; -акция «Рейтинг профессий», где учащиеся составляли рейтинг востребованных профессий в нашем поселке по результатам опроса жителей;· -тренинг по «Тайм-менеджменту», в ходе которого ребята познакомились с понятием «Тайм-менеджмент», узнали, что значит уметь организовывать свое время. Выполняя групповую работу, учащиеся составили коллажи «День по расписанию» и «День без расписания», отметили «+» и « - » каждого из приведенных стилей жизни. Затем группам было дано задание, составить список профессий, в которых приветствуется один из данных стилей жизни. Ребята активно защищали свои мини-проекты, отстаивая свою точку зрения; -встреча со специалистом Центра занятости населения г.Осинники, на которой ребята познакомились с видеопрофессиограммами некоторых профессий: инженер по телевизионным коммуникациям, инженер электронной техники, логист, маркетолог, менеджер и секретарь; -профориентационный квест «Город профессий», где учащиеся решали различные профориентационные задачи на 8 станциях: Проспект «Ключевые слова», Бульвар «Профессии в пословицах и поговорках», Переулок «Отгадай профессию», Сквер «Пойми меня!»,Проспект «Азбука профессий», Площадь «Профессиограммы», Парк «Аукцион», Улица «Группы профессий». Прохождение каждой станции отмечалось в маршрутных листах; -консультации по формуле «Выбор профессии», беседа с учащимися об актуальных профессиях нашего региона, а также проведено экспресс тестирование «Я в профессии»; -мастер-классы по следующим направлениям: «Основы риторики», «Экология здоровья», «Профессия кондитер», «Профессия продавец –кассир» и «Слесарь по ремонту строительных машин»;· экскурсия в выставочный зал- музей г.Калтан для знакомства с профессией экскурсовод; -экскурсии на железнодорожную станцию п. Малиновка и с.Сарбала, «Городскую больницу №2» п. Малиновка, пожарную часть п.Малиновка. В данных мероприятиях приняли участие 362 учащихся. Для учащихся состоялись профессиональные мини-пробы по профессиям: флорист, мастер маникюра, дежурный по станции, приемосдатчик груза и багажа, механик сигнализации, централизации,блокировки, составитель поездов, спасатель, полицейский, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству подготовленные педагогами ДДТ. Итогом каждого этапа профильных каникул является защита проектов, над которыми учащиеся работают самостоятельно, а также в завершении работы на профильных каникулах учащиеся подводят итоги с помощью упражнения «открытый микрофон», где каждый учащийся получает возможность высказать свое мнение и пожелания. Посещение учащимися 8-11 классов ярмарки учебных мест на базе КемГУ, ярмарки профессий в г.Осинники, участие в проведении профессиональных мини-проб по педагогике, психологии и экономике. С целью поиска профессии учащиеся ездили на день открытых дверей «Фестиваль профессий» на базе СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка и «Калтанкского многопрофильного техникума» г.Калтан. Внедрение сетевого взаимодействия для формирования профессиональной направленности обучающихся позволяет оказать влияние на личностно-ориентированное развитие обучающихся; на развитие творческих способностей, развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, профессиональную ориентацию через развитие его умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности. Это подтверждается в результативности участия учащихся нашей школы в конкурсном движении на различных уровнях. В муниципальном конкурсе «Я выбираю профессию», который проходит среди учащихся 8-х классов, наша школа является победителем (2018г.). В областном конкурсе «Профессия, которую я выбираю» в номинации «Я выбираю рабочую профессию» ученица 10 класса заняла 1 место (2019г). Педагоги школы регулярно участвуют в областном конкурсе методических разработок профориентационного содержания «ПРОФориентир - 2018». В номинации «Лучшее мероприятие для обучающихся» дипломами отмечены педагоги нашей школы. Сетевое взаимодействие школы с другими образовательными организациями является способом формирования профессиональной направленности обучающихся, и направлено на развитие коммуникативных, творческих и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и творческой деятельности. В 2019 – 2020 учебном году продолжается данная работа.
| |
| |
Росинка | Дата: Четверг, 30.01.2020, 13:03 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
|
| |
| |
Росинка | Дата: Четверг, 30.01.2020, 14:01 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
| /
| |
| |
perlova-eb | Дата: Четверг, 30.01.2020, 14:24 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Перлова Елена Борисовна, Заведующая библиотекой МБОУ «СОШ № 30»
Организация профориентационной работы в школьной библиотеке Профессиональная деятельность – одно из приоритетных направлений в жизни каждого человека. Насколько правильно будет выбрана профессиональная сфера деятельности, зависит его успешность в современном мире. В последнее время требования к индивидуальным особенностям личности, готовность к постоянному повышению квалификации и обучению в течение всей жизни неуклонно растет. Цель современного образования – обеспечение конкурентной способности человека на рынке труда в течение активного периода жизни. Мир профессий находится в постоянном обновлении. Одни профессии исчезают, но при этом многие сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий или наполняются новым содержанием, другие, совершенно новые появляются. Ежегодно тысячи выпускников школ решают, кем быть и как выбрать именно ту профессию, которая будет востребована на рынке труда, достойно оплачиваться, приносить моральное удовлетворение. Чтобы ориентироваться в этом многообразии, необходимо постоянно повышать уровень профессиональной информированности. Для того чтобы выбрать профессию, учащиеся должны обладать значительным объемом информации: ориентироваться в мире профессий, уметь выделять и понимать основные требования профессии к человеку, знать учебные заведения при выборе данной профессии. Успешность решения задач профессионального самоопределения учащихся связано с организацией взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрациишколы, классных руководителей, учителей – предметников, педагога – психолога, социального педагога, библиотекаря, родителей. Единство действий в рамках образовательного процесса определяет эффективность ориентации учащихся в мире профессий. Одной из основных задач профессиональной ориентации – это расширение, обогащение индивидуального опыта с целью раскрытия лучших качеств в каждом учащемся. Постоянный совместный поиск форм творческой активности, в которых учащиеся смогут самореализовать личностный потенциал на каждом этапе их развития. Повышать уровень профессиональной информированности школьников – цель работы библиотеки по профориентации. Библиотека располагает необходимым фондом литературы по вопросам профессионального самоопределения, по психологии. Есть в наличие различные справочники учебных заведений, как нашего региона, так и страны, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, профессиях и людях труда. Недостающую литературу дополняют Интернет источники, различные сайты, например «Поступай правильно» – https://abitur.cbias.ru. В наше время по-прежнему остаются актуальными строчки из стихотворения Владимира Маяковского: «У меня растут года, будет мне семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься?». Однако, начиная с младших классов, необходимо развивать представления о мире существующих профессий и их разнообразии, формировать положительное отношение к миру труда. Дляучащихся 1-4 классов в библиотеке проводятся игры и конкурсы на знание профессий, такие как «Путешествие в мир профессий», «Банкир. Фермер. Портной. Кто же я буду такой?». В игре ребенок проявляет свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки. Работая с информационными источниками, ребята развивают навыки быстрого поиска профессий по словарям и энциклопедиям. Викторины по профориентации, для учащихся начальной школы, «Все работы хороши», «Профессии разные, нужные, важные», размещенные на сайте школы, способствуют расширению знаний детей о мире профессии и профессиональных качествах. Все учащиеся являются полноправными читателями школьной библиотеки, однако не все учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды посещают школу, есть дети, которые обучаются на дому и с применением дистанционных технологий. Знакомство учащихся с миром профессий, подготовка их к жизни и деятельности в условиях информационного общества одно из направлений, которое имеет важное значения для адаптации в социуме детей с ОВЗ и инвалидов. В нашей библиотеке имеется опыт работы с такими детьми через скайп. Для учащихся Хрущева Захара и Беларевой Ольги, когда они обучались в начальных классах, проводились внеклассные мероприятия. Ребята приняли участие в викторине «Мир профессий», где они вспомнили определение, что такое профессия, рассказали кто по профессии их родители. Совершили путешествие в мир профессий по станциям «Пословицы», «Отгадай загадку», «Самая-самая профессия», «Профсловарь», «Угадай профессию». Учащиеся Ольга и Захар по очереди отвечали на вопросы, если кто-то из них не знал ответ, слово передавалось другому участнику. Таким образом, учащиеся первой ступени обучения должны знать профессии, которые их окружают, профессии родителей, понимать, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. В рамках Единой областной акции «День выбора рабочих профессий», Недели профориентации «Профессиональная среда», Фестиваль рабочих профессий для учащихся 5-8 классов проходят беседы, классные часы, игры, часы информации, с целью расширения знаний о мире профессионального труда. Ребята учатся соотносить предложенные профессии к типу взаимоотношений человека и объекта действия: человек–природа, человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек –знаковая система. Совместно с медицинским работником школы проводятся беседы «Здоровье и выбор профессии». Учащиеся знакомятся с такими аспектами, как выбор профессии может влиять на здоровье, влияния здоровья на успех в профессии, риск и популярные профессии. В практической части ребята учатся сопоставлять требования избранного вида труда к здоровью человека. Особой популярностью в школе пользуется деловая игра «Кадровый вопрос». Ребята знакомятся с новыми профессиями на рынке труда, связанными с фармацевтическим производством, учатся соотносить требования предъявляемой профессии к личностным качествам. В начале игры вспоминают, что такое бизнес, какую продукцию реализуют аптеки. Работая в группах по 4-5 человек, разрабатывают проект с рекламной акцией бизнеса «Аптека». В помощь учащимся предоставлен материал: распечатки профессий, с которыми они будут работать, бренды и лозунги для бизнеса, чистые листы бумаги, на которых размещается проект, инструкция по работе, памятка по защите проекта. Итог работы учащихся – проекты «Аптека» и их защита. Деловая игра способствует формированию информационного пространства учащихся, развитию навыков целеполагания и планирования. Для учащихся 9 классов на базе школьной библиотеке реализуется программа предпрофильного курса «Библиотечное дело». Главная задача программы курса – получение углубленных знаний о профессии библиотекаря, о специфике поступления и обучения в учебные заведения данного профиля. Побывав, в роли библиотекаря, ребята обслуживают читателей на абонементе, в читальном зале, медиатеки. Оформляют книжные выставки «Осенний вернисаж», «Зимняя сказка», «Пусть всегда будет МАМА», «Служим России, служим закону» и знакомятся с работой фонда учебной литературы (заказ учебников, обработка, сохранность учебного фонда). Осваивая навыки аналитико – синтетической переработки информации, оформляют библиографические списки литературы и библиографические указатели для учащихся начальных классов, к примеру, такие как, «Была война», «Природы храм», «Наша Родина – Россия». В ходе библиографической игры «Чему я научился» выявляются умения и навыки, которые учащиеся осваивают на предпрофильном курсе. Таким образом, на второй ступени обучения к 9 классу, учащиеся должны выбрать соответствующий профиль обучения и иметь представление о профессиях, относящихся к данному профилю. «Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили», – говорил известный писатель Бернард Шоу. В ситуации с выбором учебного заведения эта цитата подходит как нельзя кстати. Поступление первый серьезный шаг во взрослую жизнь, и его нужно совершить обдуманно. Узнать о возможностях получения образования в различных учебных заведениях, как на территории Кемеровской области, так и других регионов России учащимся 9, 10,11 классов поможет школьная библиотека и сайт школы, где представлена подробная информация по данному направлению. Важнейшим направлением деятельности является презентация фонда библиотеки через выставки и стенды. Книжные выставки «Кем быть?», «Куда пойти учиться?», «Тебе, выпускник!», «Я горжусь шахтера профессией», «Учитель вечен на земле», «Союз Молодые профессионалы» и многие другие привлекают учащихся разных возрастных групп. Дополнительное образование дает возможность формирования ранней профессиональной ориентации учащихся. Организация дополнительного образования представляет ребенку многообразие функций деятельности. На занятиях библиотечного кружка «Переплетчик» приходят ребята с разной степенью мотивации к обучению: и дети группы риска, и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство с профессией переплетчик дает возможность школьникам получить навыки и умения устранять простейшие дефекты книг и периодических изданий, освоить технологию изготовления альбомных, картонажных изданий, изготовления детских книг по шаблонам. Формирование личностных качеств учащихся способствует развитию эстетического вкуса и творческого подхода в работе переплетчика, приобретение опыта в сохранности книжного фонда. Все вышесказанное приводит к выводу о том, что на сегодняшнем этапе развития общества, в меняющемся рынке профессий библиотекарь должен оставаться навигатором для школьников. Сделать правильный выбор можно только при тщательном изучении и анализе различного рода информации, о чрезвычайно большом и разнообразном мире профессий, о состоянии и перспективах рынка труда, профессий и образовательных услуг.
Литература 1. Кагакина, Е А. Профессиональная ориентация: достижения и вызовы современности / Е. А. Кагакина. – Текст : непосредственный // Учитель Кузбасса. – 2018. – № 4. – С.29–35. 2. Романова, Е. С. 99 популярных профессий / Е. С. Романова. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 464 с. – ISBN 978-5-94723-558-6. – Текст : непосредственный.
| |
| |
anabulyuktova | Дата: Четверг, 30.01.2020, 21:43 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Булюктова Анна Ивановна, Воспитатель МАДОУ ЦРР – Детский сад «Планета детства» Организация работы в ДОО по ранней профориентации дошкольников Современная система образования ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций, задачу воспитания у детей предпосылок успешной конкурентоспособной личности, ориентирующейся во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной среде. Включение в образовательную деятельность ДОО профориентационных основ эффективно решает задачу по формированию эмоционально -ценностного отношения к труду и профессиональному миру. Человек с осмысленным отношением к содержанию трудовой деятельности в будущем выберет наиболее подходящий профессиональный путь. Ранняя профориентация дошкольников в настоящее время приобрела социальную значимость и является важным направлением работы детских садов. Наряду со школьниками дошкольники принимают участие в реализации регионального плана профориентационных мероприятий, участвуют в Фестивалях рабочих профессий, Единых днях профориентации и т.д. В МАДОУ ЦРР реализуется дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Кем быть?», нацеленная на раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создание в ДОО психолого-педагогических условий для формирования эмоционально - ценностного отношения к профессиональному миру и видам труда, через систему профориентационных мероприятий в доступных видах детской деятельности. Система работы по реализации программы построена модульно и обеспечивает знакомство дошкольников с актуальными и востребованными профессиями Кемеровской области и Калтанского городского округа. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что большая часть труда взрослых остается недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и поэтому остается за пределами понимания ребенка. Именно поэтому большое место в работе по реализации программы отводится взаимодействию с социальными партнерами, предприятиями и организациями города. С дошкольниками организуются экскурсии в учреждения и на предприятия Калтанского городского округа, встречи с представителями организаций образования, культуры, спорта и сферы обслуживания. Так, с ребятами были организованы встречи с учащимися ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум», на которых для воспитанников были проведены экскурсии в учебные мастерские, где были представлены профессии «Слесарь по ремонту строительных машин», «Сварщик», мастер – класс«Кирпичная кладка» (профессия штукатур). Взаимодействие по ознакомлению с профессиями «Библиотекарь», «Экскурсовод», осуществляется в рамках социального партнерства. На экскурсиях в МБУ Выставочный зал «Музей» КГО и МБУ Централизованная библиотечная система КГО,ребята пополняют свои знания о профессиональной деятельности сотрудников музея и библиотеки, знакомятся с тематическими выставками, которые также способствуют успешному овладению знаниями о труде. Встречи с представителями организаций образования, культуры, спорта и сферы обслуживания, также являются оправданным и действенным средством, в осуществлении работы по ранней профориентации дошкольников.Взаимодействуя с реальными представителями различных профессий, находясь в реальной рабочей обстановке, невольно примеряешь на себя ту или иную профессию. Были организованы следующие встречи: - встреча с представителями героических профессий«Пожарный», «Полицейский», «Шахтер» - встреча с Ветеранами труда (Совет Ветеранов войны и труда КГО) - встреча с почетным гражданином города Калтан, председателем Калтанского отделения Кемеровской области областной общественной организации РСВА Кузнецовым В.Е. - товарищеский матч между воспитанниками под руководством тренера-преподавателя по футболу Плясуновым А.С. - мастер – класс «Стильная прическа» (салон –парикмахерская «Гламур») После проведения встреч, мастер – классов, экскурсий, с ребятами проводятся беседы, оформляются альбомы с творческими зарисовками, из которых становится понятно, насколько ребенок «прочувствовал» профессию, погрузившись в реальную практическую ситуацию. Ранняя профориентация с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении имеет свою специфику и основана не только на взаимодействии с социальными партнерами, но и погружении детей в практические ситуации, приближенные к реальным, где ведущей деятельностью является игра. Предметно - пространственная среда выступает одним из факторов социализации дошкольника и основой для будущего профессионального определения. Особенностью профориентационной деятельности со старшими дошкольниками, является организация «Мастерских», которые представляют собой специально организованную РППС с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета. Организация«Мастерских» отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. «Мастерская»предполагает закрепление полученных знаний детей о профессиях. «Мастерская» находится в активном режиме в течение месяца и является открытым пространством для свободного социально-коммуникативного взаимодействия сверстников во время игры, а также выступает площадкой для закрепления опыта и расширения полученных знаний о той или иной профессии. Наполняемость «Мастерской» в течение месяца зависит от реализуемого модуля, изучаемой профессии (сопутствующих специальностей) и содержит профессиональную одежду людей разных профессий, игровые атрибуты, демонстрационный материал, настоящие профессиональные принадлежности. Профориентационная деятельность со старшими дошкольниками осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) воспитанников. Семьям воспитанников обеспечивается психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности в вопросах ознакомления детей с трудом, представлений о профессиональном мире в формате консультаций, круглых столов,мастер-классов, родительских собраний, индивидуальных бесед. В течение учебного года родители и воспитанники принимали участие в следующих мероприятиях: мастер - класс «Профессия - пекарь», «Художник - оформитель»,«В мире финансов»; фотовыставка «Моя мама на работе», «Все профессии нужны, все профессии важны»; выставка работ детского творчества «Когда я вырасту я стану...», «Пословицы и поговорки о труде», «Самая-самая профессия». Успешно реализованы краткосрочные проекты, способствовавшие формированию у детей представлений о профессиях, трудовой деятельности в целом, воспитанию уважения к труду людей, укреплению детско-родительских отношений: «Профессиональное древо моей семьи»; «Шахтерская династия»; «Профессии людей, где люди служат людям»; «Самая добрая профессия»; «Человек труда – звучит гордо». Посредством реализации программы «Кем быть?», направленной на формирование профориентационных основ у детей старшего дошкольного возраста, наблюдается успешная социализация, воспитание нравственного отношения к миру, приобщение к человеческой культуре, а также развитие познавательной, игровой и трудовой деятельности.
| |
| |