Нина Гавриловна Худякова, воспитатель муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом «Аистенок» Калтанского городского округа
Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания в семейной группе "Гнездышко" Детского дома
"Аистенок"
"Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней" – Алексей Николаевич Толстой.
В последнее время в мире произошли экономические и политические изменения. Поэтому именно сейчас остро возникла необходимость
патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание
начинается в семье с детства. На примере родителей дети в семье учатся заботиться о старшем поколении, бережному отношению друг к другу, к труду взрослых, приобретают такие понятия как добро, милосердие, терпение, открытость, способность прощать, гордость за свою семью, Родину.
Дети, поступающие в детский дом, либо не имеют родителей, либо имеют негативный опыт проживания в семье. Как результат, у детей преобладают ценности потребительского отношения к жизни, людям. Часто любовь к материальным ценностям намного сильнее любви к ближним. К сожалению, опыт показывает, что многие подростки-сироты, поздно выявленные из неблагополучных семей, не знакомы с истинным содержанием понятия чести, святости, великодушия. Именно поэтому патриотическое, духовно-нравственное воспитание - это одно из приоритетных направлений работы педагогов с детьми, воспитывающимися в детском доме.
Работа по этим направлениям строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования, что соответствует п. 2. положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РБ от 24 мая 2014 г. № 481 Начинаем развивать духовно-нравственного восприятие воспитанников с знакомства с русской народной культурой. Приобщение воспитанников к русской народной культуре - это одна из форм как патриотического, так и духовно-нравственного воспитания.
Народное искусство - это и устное народное творчество, и народная мудрость, и народное знание. Необходимость обращения к истокам продиктована спецификой жизненного опыта детей детского дома: дети детского дома переживают кризис, нарушаются традиции, рвутся нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно создать преемственность поколений, передать
детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и
это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности, когнитивной сферы.
Работая по направлениям духовно-нравственного и патриотического воспитания, используем такие воспитательные средства, как: фольклор - сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п., традиционные обрядовые праздники, народные игры, народное искусство, атмосферу национального быта, волонтерскую помощь старшему поколению. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное
общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. В работе с детьми мы используем все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве, как нигде
,сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине. Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришла к выводу о необходимости воспитания в наших детях нравственности и патриотизма через народное искусство , знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.
В процессе воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению использую следующие формы
работы с детьми:чтение и совместный анализ сказок, прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера, театральные этюды, постановки, рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, литературных
произведений с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий, словесные,настольные и подвижные игры, народные игры, пантомимические этюды и упражнения,дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок.
Кроме этого – экспозиция "Русская изба", изготовление национальных костюмов, знакомство с предметами быта, старины, фольклорные праздники.
Одной из интереснейших форм работы с детьми являются фольклорные праздники. Фольклорные (народные) праздники в старину укрепляли хозяйственные и семейные связи, играли важную роль в формировании традиций. В нашей семье "Гнездышко" стало
традицией проведение таких народных праздников как: Капустные посиделки, Рождество, Масленица, Пасха, которые предполагают участие всех воспитанников, а использование различных форм позволяет участвовать в проведении праздника и пассивных детей тоже. В фольклоре главное – не результат, а участие ребёнка.
Поэтому, кроме познавательного, речевого, художественного и эмоционального развития такие мероприятия способствуют социальному развитию ребёнка. Привлекая детей к участию в народных праздниках, мы даем детям возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица). К проживанию календарного праздника мы с воспитанниками готовимся в течение определенного времени: разучиваем песни, заклички, учим пословицы, поговорки, разгадываем загадки, играем хороводы, знакомимся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта.
Рассмотрим праздник " Капустные посиделки"
Праздник "Капустные посиделки" традиционно проводится в детском доме с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников через приобщение к традициям и обычаям русского народа. Основные задачи проведения праздника "Капустные посиделки": формировать представление о содержании, структуре русского народного обряда; воспитывать интерес и уважение к традициям народных праздников; стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русской народной культуры; познакомить с процессом засолки капусты.
Проведение народного праздника "Капустные посиделки" наряду с другими народными праздниками обеспечивает естественное приобщение воспитанников к национальным традициям. Праздники на фольклорном материале пронизаны духовной мудростью
народа. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы, народные игры - прекрасный материал для нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклорные праздники в детском доме имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности знакомим воспитанников с народной культурой, что способствует их духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Таким образом, через изучение народных праздников решается задача приобщения к народным корням и как следствие - формирование патриотического отношения к своей культуре, приобретение навыков общения в соответствии с духовными традициями народа, формирование представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине.