Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений
|
|
NIV | Дата: Среда, 29.01.2014, 17:30 | Сообщение # 1 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
| Необходимо указать ФИО, место работы, должность.
Требования к материалам для публикации. - Материалы статьи должны быть оригинальными, т.е. они не должны быть опубликованы на других сайтах или в иных источниках. В случае использования материалов (цитат) с других источников их количество не должно превышать 50 % от общего количества текста. (Тексты на плагиат Вы можете проверить самостоятельно с помощью соответствующих сервисов). - Тексты не должны содержать грубых орфографических и стилистических ошибок. - Объем предоставляемой информации: Не менее 1000 знаков (без пробелов)! При представлении статьи объемом до 6000 знаков выдается сертификат участника интерактивного форума, объемом более 6000 - свидетельство о публикации. Подсчет количества знаков осуществляют многие программы, например, Microsoft Word.
Анонимные комментарии и тексты, не соответствующие требованиям будут удаляться!
| |
| |
Татьяна0734 | Дата: Пятница, 14.03.2014, 19:19 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
| № 287 Мрачковская Татьяна Викторовна МАДОУ № 12 "Берёзка", учитель-логопед
В дошкольном возрасте укрепляем здоровье ребенка, проводим тренировки физиологических функций организма, интенсивно развиваем движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего развития личности. Я считаю, что оздоровления детей — это трудоёмкая, спланированная работа всего нашего коллектива детского сада. Здоровый образ жизни немыслим без разнообразного питания. Питание является одним из главных факторов,нормального развития ребёнка и противостояние его организма к различным заболеваниям.В нашем детском саду применяются следующие принципы рационального здорового питания детей: разнообразие, регулярность,соблюдение режима питания, калорийность продуктов питания и индивидуальный подход к детям во время приёма пищи. Каждый день в меню мы включаем фрукты, соки, напитки из шиповника, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаем лук,чеснок, что позволяет снизить заболеваемость. Регулярно проводим плановые медицинские осмотры детей. Результаты обследования учитывает медицинская сестра, воспитатели. Также важным условием воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи. В работе с семьёй используем как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки,оформляются информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я расту», проводим консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты « Мама, папа, я – дружная семья». Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. У нас все педагоги сохраняют и укрепляют здоровье детей.
| |
| |
Borman1206 | Дата: Четверг, 20.03.2014, 17:41 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
| № 288 Час общения «Поговорим о запретах и радостях жизни»
Цель:Формирование поведенческих реакций учащихся, направленных на позитивное восприятие мира и сохранение собственного здоровья.
Средства: листы А3, цветные карандаши, фломастеры, видеоролики, совместное фото.
Ход мероприятия Кто знает, сколько раз в день человек должен испытывать чувство радости??? (примерно 14 раз.Треть радости мы должны получать в детстве, еще треть с 14 до 60 лет, а последнюю треть – после 60 лет). Почему вообще хочется радости? (радостное,довольное состояние, ощущениесчастья, внутреннего комфорта и умиротворения являются для человека главными источниками внутренней энергии, жизненных сил) Задание: нарисовать собирательный«портрет» счастливой, радостной жизни. (работа в группах 10 минут) Комментарий собирательного образа«радости» одним из представителей группы.- Что подразумевается под «радостьюжизни»? (Много позитивных эмоций, чувств,состояний. Позитивные эмоции- все, при ощущении которых человеку хорошо и приятно: радость, удовольствие, наслаждение, веселье, восторг, интерес, удивление, умиротворение) Откуда берутся радость и счастье? (Необходимо создавать себе такое настроение,которое позволит чувствовать себя комфортно внутри и улыбаться вовне. Это требует определенных знаний и усилий. Необходимо завести себе привычку быть довольным и счастливым) Что еще может быть источником радостнойи счастливой жизни?(просмотр фильма «Радость жизни»)- Скажите, а что в жизни категорически«нельзя»? Что может омрачить радость жизни и навредить нашему здоровью?(злость, агрессия, переедание, алкоголь,наркотики, сквернословие, нарушение правил поведения на дороге и в общественных местах). 23.02.13 был принят ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон вступил в действие 15 ноября 2013 г. Он широко обсуждается в средствах массовой информации. (Просмотр видеоролика о вреде курения) В газете «Калтанский вестник» от 20 февраля 2014 г. сообщается о том, что сделано у нас в городе в связи с этим законом. Составлено 6 протоколов об административном нарушении: 3 за курение подростка в общежитии и 3 - за курение в подъездах. Все нарушители наказаны штрафами по 500 рублей. Сражаться с курильщиками вызвалась редактор газеты Татьяна Ивановна Василишина. Она категорично высказалась по поводу тех, кто курит в общественных местах. «Хочешь травиться - травись, но почему должна страдать я?». К этому вопросу присоединяются все, кто не хочет дышать дымом и губить свое здоровье. Оченьхочется, чтобы закон действительно работал, чтобы нарушители наказывались неотвратимо и повсеместно (видеоролик оштрафах за курение в общественных местах). Задание группам. Придумайте знак, запрещающий курение в общественном месте. Защита знаков представителями групп. Вывод: Итак, если мы всем миром начнем бороться с теми, кто нарушаетзакон не только о запрете курения в общественных местах, а любой другой, порядка в нашем городе, в нашей стране в целом, конечно же, станет больше, и мы сохраним свое здоровье и здоровье других людей. --------------------------------------------- Вальтер Ольга Ивановна, МБОУ ДОД ДДТ, педагог дополнительного образования
| |
| |
Администратор1019 | Дата: Пятница, 21.03.2014, 14:04 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № 289 Салагина Татьяна Григорьевна, воспитатель МБ ДОУ Детский сад №37 "Семицветик" комбинированного вида
Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества. Сохранение и укрепление здоровья детей сегодня важно. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Для этого в детском саду должны быть созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей и для их расслабления, и отдыха. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; занятия; прогулки; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения. На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий используются традиционные и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, игры-эстафеты, контрольные… Система оздоровительной работы включает в себя: психологическое сопровождение развития(музыкотерапия, занятия «Здравствуйте, дети»); разнообразные виды организации двигательной активности ребенка; система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни; оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение (лечебная физкультура, лечебный массаж, витаминотерапия и фитолечение; закаливание, точечный массаж, дыхательная гимнастика); организации здорового питания. Особое внимание следует уделять закаливающим процедурам, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Родители должны поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, показывая это на своем примере (ходить на лыжах, кататься на коньках, пешие прогулки) и дети им будут подражать. Плавание – это здоровье, хорошее настроение. Умение плавать – это возможность сохранить свою жизнь и здоровье. Игры, которые лечат: живопись с помощью пальцев, работа с глиной, игры с песком. По определению ВОЗ под укреплением здоровья понимается процесс, помогающий людям улучшить свою жизнь и здоровье.
| |
| |
Borman1206 | Дата: Пятница, 21.03.2014, 22:17 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
| № 290 Локтев Валерий Алексеевич, педагог-организатор МБОУ ДОД ДДТ
Любое прогрессивное общество рассматривает сохранение здоровья школьников как одну из важнейших задач УВП, т.к. только дети, имеющие крепкое здоровье, правильно и быстро усваивают новые знания, умения и приобретают навыки трудовой деятельности. Поэтому так очевидна актуальность любой педагогической деятельности направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, а также и педагогов. Исследования медиков и валеологов говорят о том, что только одна пятая часть детей имеет здоровье без патологии. Другая часть детей, к сожалению, имеет отклонения в здоровье. В условиях дополнительного образования больше возможности в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья школьников, т.к. процесс обучения и воспитания строится на валеологических принципах. Спортивный туризм и краеведение помимо эстетического и познавательного значения обладают сильным оздоравливающим эффектом. Творческое объединение «Экологическое краеведение Кузбасса», созданное при Доме детского творчества, учитывает данную проблему и при планировании своей работы уделяет большое внимание формированию у детей потребностей в сохранении и укреплении своего здоровья. Для этого по выходным дням систематически организуются и проводятся учебно-тренировочные выходы и походы выходного дня. В настоящее время в Калтанском городском округе начинает развиваться такое направление туристско-краеведческой работы как спортивное ориентирование. Этот вид удачно аккумулирует в себе принципы обучения и валеологического воспитания. Во-первых, он массовый вид, во-вторых, сочетает в себе умение читать карту, ориентироваться на местности, развивает беговые навыки, в-третьих, позволяет ставить дистанции как в спортивных залах и парках, так и в лесу. Такие формы позволяют удачно привлекать учащихся к занятию спортом, туризмом и краеведением, а, следовательно, благоприятно влияют на здоровье детей.
| |
| |
bykova | Дата: Среда, 26.03.2014, 09:41 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| № 291 Быкова Любовь Николаевна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 12 "Березка"
Сегодня семья и детский сад рассматриваются, как два важных звена в становление личности ребенка. Только в сочетании друг с другом мы создаем условия для вхождения детей в большой мир. В дошкольном учреждении разработана целостная система здоровьесбережения воспитанников. В эту систему входят: пальчиковая гимнастика, упражнение для мимики лица,зарядка для глаз, дыхательная и утренняя гимнастики. Для утренней гимнастики разработаны комплексы с учетом возрастных особенностей. В физкультурное занятие включаются: общеразвивающие упражнения, эстафеты с полосой препятствий, и обязательно подвижные игры, в которые любят играть дети. Активная двигательная деятельность создает бодрое и радостное состояние ребенка. После сна также организуется гимнастика и закаливающие процедуры – босохождение, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Для привлечения родителей существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу здоровьесбережения детей. Полезная информация размещается в информационных уголках, папках-передвижках, а также предоставляется вниманию родителей в индивидуальных беседах. Педагоги и родители должны работать в тесной взаимосвязи. В первую очередь, родители должны подавать хороший пример детям, придерживаясь здорового образа жизни. Очень хорошо, когда в детском саду имеется бассейн. Плавание - самое любимое занятие детей. В первую очередь, в процессе занятия плаванием,происходит развитие двигательных качеств быстроты, ловкости, гибкости, а самое главное,удовлетворение и радость от посещения бассейна. Замечено, после посещения бассейна, у детей замечательный аппетит. Здоровьесбережение детей - это большая и трудоемкая работа. Каждый дошкольный работник (учитель-логопед, медицинский работник, инструктор по физической культуре, музыкальный работник) должен знать, что залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание и профилактика заболеваний . Каждый должен внести свою лепту и добиваться намеченной цели.
| |
| |
nkatirova | Дата: Среда, 26.03.2014, 11:19 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| № 292 Катырова Надежда Викторовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 12 "Березка"
Одной из главных целей работы дошкольной организации является сохранение и укрепление здоровья детей путем создания здоровьесберегающей среды. Для осуществления данной цели необходимо создание условий и использование рациональных форм организации детской деятельности.Инструктор по физической культуре должен творчески подходить к вопросам включения в образовательный процесс разных типов занятий: тренировочные, сюжетные, игровые, комплексные, интегрированные. Образовательная деятельность должна носить дифференцированный характер. Эффективным является использование принципа чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. В режим дня необходимо включать оздоровительные мероприятия: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, пальчиковую гимнастику.Очень важное значение для развития двигательной активности имеет рациональное оборудование спортивного уголка. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики в данной зоне могут быть размещены: мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль);коврики со следами и массажные дорожки; доска ребристая;бросовый материал (шишки, желуди ). Для игр и упражнений с ловлей, бросанием, метанием: мячи резиновые;мешочки с песком;кольцеброс; дартс, кегли. Для игр и упражнений с прыжками:кубы, бруски;скакалки, обручи;шнуры.На прогулке важную роль играет правильно подобранный выносной материал: мячи резиновые, футбольный мяч, бадминтон, скакалки, обручи, хоккейные клюшки, лыжи, санки.В процессе игр в спортивном уголке и на спортивной площадке ребенок становиться здоровым и сильным, уверенным в себе.
| |
| |
Администратор1019 | Дата: Среда, 26.03.2014, 16:53 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № 293 Романова Наталья Валерьевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 37 "Семицветик"
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно- образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ направлена на обеспечение физического, психического исоциального благополучия ребенка и осуществляется в разных формах: медико-гигиенической и медико-профилактической, физкультурно оздоровительной,информационно-просветительской, коррекционной, спортивно-досуговой и др. Организация медико-гигиенической деятельности включает в себя соблюдение режима дня дошкольника, проветривание помещений, сбалансированное питание. Медико-профилактическаядеятельность осуществляется при проведении закаливающих мероприятий, витаминизации, регулярного осмотра детей медицинским работником. Для профилактикинарушений опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного учреждения проводятся общеразвивающие физические упражнения с использованием физкультурного оборудования (гимнастическиепалки, мягкие модули, мячи разныхразмеров, скакалки и др.). В соответствии с ФГОС к «Основной образовательной программе ДОУ». Образовательная область «Физическое развитие» осуществляет рациональную организацию двигательного режимаи включает в себя: проведение различных гимнастик (утренняя, после сна, с элементами самомассажа, дыхательная, для глаз), физкультминутки, динамические паузы, прогулки, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе.Информационно-просветительская деятельностьосуществляется при работе с семьей. Педагоги используют разные формы работы с родителями: игровые практикумы и тренинги; консультации педагогов; дни открытых дверей; школы здоровья, здорового досуга; обмен семейным опытом, изготовление руками родителей нестандартного физкультурного оборудования для самостоятельной двигательной деятельности детей. Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка. Определенный интерес представляет опыт реализации в ДОУ дополнительных корригирующих упражнений, спортивным танцам, элементов гимнастики, акробатике, художественной гимнастике, йоги. Все это значительно обогащает и усиливает оздоровительную направленность всех форм двигательной активности детей в ДОУ. Особая роль в оздоровлении детей отводится музыке. Благотворное влияние музыки, по мнению специалистов, в процессе образовательной деятельности распространяется на весь организм: центральную нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы, а также социокоммуникативные и адаптационные механизмы. Это достигается благодаря восприятию соответствующими рецепторами организма музыкальных вибраций и передачи их через сложную цепь рефлекторных связей в спинной и продолговатый мозг, которые затем распространяются по всему организму. Спортивно-досуговая деятельность предусматриваетежемесячное проведение спортивных досугов и дважды в год - спортивных праздников. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.Чтобы наши воспитанники в ДОУ были здоровы, необходимо внедрять современные инновации (технологии, здоровьесберегающая среда и т.д.) и, конечно же, воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
| |
| |
Angel | Дата: Среда, 26.03.2014, 23:31 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
| № Ф-01
Андронова Светлана Федоровна, воспитатель МАДОУ ЦРР-Детский сад «Планета детства»
Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения
Проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста стояла остро всегда. Нельзя сказать, что она сейчас стала актуальной,нет, сбережение здоровья являлось важным аспектом ещё со времён философов, считавших, как Уильям Шекспир, что «здоровье - дороже золота». На сегодняшний день благодаря массовому включению детей в дошкольные образовательные учреждения именно образовательные учреждения становятся важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегаюших технологий в условиях воспитательно-образовательного процесса. Главным компонентом здоровьесберегательной деятельности является, конечно, учёт требований СанПин, (соблюдение санитарно-гигиенических требований: - проветривание и влажная уборка групповой комнаты перед занятием; - пpедпочтительность естественного освещения; правильная расстановка учебной мебели; - рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1 или 2); - профилактика нарушений осанки воспитанников: подбор учебной мебели в соответствии с ростом воспитанников; учет роста детей при их рассаживании; - выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников, которые правильно сидят. и.т.д). Но, чтобы сберечь здоровье наших воспитанников, соблюдение одних требований СанПин не достаточно. Поэтому приоритетными задачами в области здоровьесбережения детей для наших педагогов являются: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия. Известно, что полноценное решение поставленных задач может осуществиться лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и двигательная активность(утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Поэтому педагоги ДОУ, заботясь об удовлетворении потребности в движении детей всех возрастных групп, полноценном физическом их развитии стараются создать все условия: в каждой группе имеется центр физического развития, где располагаются различные спортивные пособия и оборудование, способствующие укреплению здоровья детей, в том числе и для профилактики плоскостопия. Физкультурный зал детского сада оборудован современным оборудованием для физического развития детей, включая детские специальные тренажёры. Кроме того, в дополнительном объёме развивать свои физические качества, получить огромный заряд бодрости и дать положительный оздоровительный эффект позволяет бассейн, являющийся обязательным звеном в системе физкультурных занятий, проводимых в ЦРР. Спортивная площадка, расположенная на территории ДОУ, на которой сосредоточены «полосы препятствий»(дуги, мишени для попадания в цель), гимнастические стенки, футбольные ворота, позволяет полноценно и интересно проводить физкультурные занятия на свежем воздухе. Комплексное сочетание физических средств, имеющихся в детском саду, повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений и является неотъемлемым компонентом здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Сохранению здоровья ребёнка-дошкольника способствует и положительный эмоциональный фон. Ведь от того, какое настроение преобладает в данный момент, зачастую зависит общее самочувствие всего организма в целом. Поэтому педагоги особое внимание уделяют и такому фактору, влияющему на сохранность здоровья воспитанников как эмоциональное благополучие. Здесь здоровьесбережение прослеживается в создании психоэмоционального комфорта на занятии:позитивном эмоциональном настрое воспитателя; доступности учебного материала; конструктивном взаимодействии педагога и детей; профилактики утомления; поддержке ребенка в случае затруднения и озвучивании его успешности («Сегодня ты старался как никогда!», «В другой раз ты сделаешь еще лучше»); адекватной похвале детей («Сегодня мы сделали это немного качественнее», «Мы научились!Мы выполнили! Мы справились!»). Личностные и межличностные отношениявоспитанников также оказывают существенное влияние на психическое и психологическое состояние ребёнка. Педагогам необходимо учитывать этот факт, создавая спокойную доброжелательную обстановку в группе, они тем самым способствуют установлению взаимопонимания между детьми. Для этого воспитатели оддерживают в детях стремление стать активными субъектами эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, в первую очередь, в игровой.Воспитатели организуют такие игры, содержание которых помогает ребёнку проникнуть в мир переживаний, умение жить со всеми в мире, дружбе, чувствовать других людей, испытывать желание разделить с ними радость, помочь в беде. Играя с детьми, педагог учит детей комфортному общению, жизни в коллективе сверстников без ссор и обид, создаёт ситуации, обращённые к разуму, сердцу ребёнка, создаёт «модель поведения» через различные образы героев, сказочных персонажей. В последнее время актуальными являются организуемые воспитателями минутки дружбы, или эмоциональные минутки, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе. Таким образом, позитивный эмоциональный фон, создаваемый педагогами, непосредственно оказывают влияние на благополучие ребёнка и психологическое здоровье воспитанников в целом. Кроме того, педагоги проводят интересные гимнастики-побудки, способствующие быстрому и комфортному пробуждению детей после сна, различные виды игрового массажа (лица, рук, головы, ушных раковин) с использованием художественного слова, подбираются подвижные игры оздоровительной направленности. Немаловажное значение имеет приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.Психологической особенностью детей дошкольного возраста является эмоционально-образный характер мышления. Используя это, педагоги грамотно и целенаправленно прививают детям навыки здорового образа жизни, включающего здоровое питание, физические упражнения, активный отдых через дидактические игры, чтение художественной литературы, досуги, оздоровительные и закаливающие мероприятия, рассказы из опыта значимых для дошкольников людей. Взаимодействию с семьёй здесь уделяется особое внимание: ведь семейная привычка к ЗОЖ непосредственно влияет на выработку потребности к здоровому образу жизни самих детей. Поэтому семьи воспитанников мы активно привлекаем в процесс валеологического воспитания и образования, проводим совместные физкультурные досуги, спортивные мероприятия, марафоны, способствующие осознанию родителями важности примера привычки к здоровому образу жизни со стороны семьи.
| |
| |
Администратор1019 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 11:09 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № Ф-02
Королева Ирина Александровна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 37 "Семицветик"
Дыхание– это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с такими речевыми нарушениями как дизартрия, моторная, сенсорная алалия, заикание и ринолалия. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик Л.С.Волкова, К.П. Бутейко, М.Е. Хватцев, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, и другие, значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у воспитанников с указанными речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Такие периферические органы как слух, голос, дыхание, артикуляцияконечно же связаны между собой и взаимодействуют друг с другом на разных уровнях под контролем ЦНС. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на остальных органов. Поэтому роль дыхания как «толчок» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике очень важна. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. Развитие дыхания и коррекция его нарушений является важным разделом логопедической работы. Очень важно научить ребенка правильному дыханию, так как оно является энергетической основой нашей речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. При правильном речевом дыхании ребенок сможет правильно произносить звуки, говорить четко, выразительно, громко, плавно и соблюдать необходимые паузы. Дыхательная гимнастика способствует выравниваниюпроцессов возбуждения и торможения вкоре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Цель коррекционно-логопедической работы: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю.Лучшийспособ для этого – игра, так как является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игры на развитие речевого дыхания Правила выполнения игр: - воздух набирать только через нос; - при выполнении какой-либо игры плечи поднимать нельзя; - выдох должен быть длительным и плавным, по необходимости сильным; - необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок не надувал щеки (для этого их можно придерживать руками).
Игра«Мыльные пузыри» Цель:Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Описание:Взрослый пускает мыльные пузыри, а дети дуют на них и не дают им упасть.
Игра«Пузырь» Цель:Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Описание:Дети образуют маленький круг, имитируя пузырь. Далее дети вместе со взрослым произносят такие слова: «Надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети постепенно отходят назад, образуя большой круг. Как взрослый даст сигнал: «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося длительно звук «С-с-с-с-с-с», подражая выходящему воздуху.
Игра«Чья птичка дальше улетит?» Цель:Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Описание: Птичек,сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на птичку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.
Игра«Бабочка – лети» Цель:Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Описание:К каждому ребенку взрослый подносит лист картона, на котором лежит бабочка (бабочка к картону привязана ниткой). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела, а не резко, рывками.
Игра«Одуванчики» Цель:Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Описание:Игра проводится на улице. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
Игра«Чей кубик поднимется выше?» Цель:Развивать диафрагмальное дыхание. Описание:Дети ложатся на ковер, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
Игра«Поезд» Цель:Добиваться длительного произнесения звука «у». Описание:Первыйвариант. Дети, образуя поезд, встают друг за другом.Взрослый заранее ставит в разных местах у дороги препятствия, по которой пойдет поезд, в виде игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь,взрослый напоминает, что поезд должен дать длительный, протяжный сигнал «У-у-у-у», погудеть, если на дороге встретятся животные. Второй вариант. Дети садятся на стулья в два ряда друг за другом,изображая два поезда. Как только взрослый поднимет зеленого цвета кружок (зеленый свет светофора), дети дают протяжный гудок «У-у-у-у», как поезд перед отправлением. Если взрослый поднял вверх красного цвета кружок (красный свет светофора), дети сидят тихо и молчат.
Игра«Воздушный шарик» Цель:Развитие сильного плавного ротового выдоха, активизация губных мышц. Описание:К воздушному шарику привязывают нитку, ребенок подносит его так, чтоб он был на уровне лица. На шарик надо дуть с такой силой, чтобы он высоко взлетел.
Игра«Шторм в стакане» Цель:Развитие сильной, длительной воздушной струи, активизация мышц губ. Описание:Ребенку предлагается подуть в стакан с водой через соломинку (нужно следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. За счет постановки правильного дыхания, эффективнои быстро исправляются нарушения речи. Для постановки и автоматизацииречевых звуков, сокращается время, речь становится более внятной и четкой, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов. Помимо этого отмечается улучшение сна,памяти, развивается коммуникативность, повышается способность концентрирования внимания.Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать!
| |
| |
Валентина | Дата: Четверг, 27.03.2014, 12:11 | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
| № Ф-03 Королева Валентина Петровна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 12 "Березка"
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Здоровье - это отсутствие болезней, психическое, социальное благополучие. Формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни детей – формировать у детей разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Использование вработе здоровьесберегающих технологий обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми. Цель их совместной работы: развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально – личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи; сенсомоторных возможностей.Одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую можно предложить им через организацию валеологического уголка, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. с помощью плакатов и рисунков дети познакомятся с телом человека. В уголке здоровья можно разместить книги, энциклопедии, схемы, рассматривание которых будет способствовать проявлению интереса у детей к своему здоровью. Чтобы снять утомление глаз и повысить двигательную активность детей, укрепить зрение можно использовать зрительные ориентиры. Зрительные гимнастики помогают справитьсясо значительной зрительной нагрузкой. Зрительные ориентиры (пятна) позволяют снять утомление глаз и повышают общую двигательную активность. Важное место вфизическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательныеупражнения. Дыхательные упражнения особенно важны для часто болеющих детей.В работе можно использовать дыхательные тренажеры. Упражнениядля развития мелкой моторики пальцев рук благотворно влияют на развитие речи ребёнка, способствуют укреплению и сохранению здоровья. В группе можно создать уголок «Ловкие пальчики». В нем могут находиться множество игр,пособий, игрушек по развитию мелкой моторики. В группах можно создать картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Использовать пальчиковые игры без предметов можно в свободное время, на прогулках. В ходе непосредственно образовательной деятельности, в играх можно выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, Су-Джок, платочками и т.д. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке можно использовать нетрадиционный материал (верёвки, прищепки, клавиатура от компьютера). Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим). Чаще используйте минутки релаксации: - посидим молча с закрытыми глазами; - ляжем на спину и расслабимся; - помечтаем под эту прекрасную музыку. Рекомендуется проводить закаливание. Закаливание повышает устойчивость к влиянию плохой погоды, совершенствует, мобилизует резервные возможности организма, обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний. В центре сюжетно - ролевой игры необходимо представить все виды и атрибуты для игр,в которых ребёнок сможет закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. В группе можносоздать уголок «Неболейка», в котором разместить оборудование для самостоятельных занятий спортом: тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», физкультурное оборудование, игры по закреплению знаний о строении человеческого тела и ОБЖ. В течение дня рекомендуется выполнять упражнения, например, такие, как потянуться,поваляться, позевать, поползать без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечного аппарата ребёнка. Мы стремимся, чтобы наши дети были здоровыми, а для этого надо систематически, с удовольствием выполнять упражнения. Различные знанияребенком с легкостью усваиваются в игре, так как игра является основным и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Некоторые дидактические игры помогают закреплять у детей знания о здоровом образе жизни: «Спортивное лото»;«Наши помощники»; «Моё тело»; «Распорядок дня»; «Чистим зубы правильно»; «Бережём уши» и другие. Эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепят культурно-гигиенические навыки и заставят задуматься о своем здоровье. Гигиеническиесредства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие защитных функций организма: личная гигиена; влажная уборка; проветривание; сон; режим питания; правильное мытьё рук; обучение оказания простейшей помощи и при порезах, и при укусах, и при ожогах; формирование привычки здорового образа жизни; адекватное дозирование учебнойнагрузки во избежание утомления. Поможет вработе по воспитанию здорового образа жизни альбом: “Я хочу быть здоровым”, в который записываются рост, вес ребенка, обводится кисть руки, стопа ребенка. Помещаются фотографии с непосредственно образовательной деятельности по физкультуре, во время сна, во время закаливания, рисунки: “Мои увлечения”, “Мой режим дня”, “Поселок и я”. Родители записывают в альбом впечатления детей о походах, играх на свежем воздухе, мысли детей о здоровье. Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. В родительском уголке можно вести постоянную рубрику «Уроки Айболита», в которой выставлять литературу, брошюры, картотеки различных упражнений для занятий дома с детьми.Все эти приёмы позволят постепенно снизить заболеваемость в группе, сформировать привычку здорового образа жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей. Педагог долженвладеть культурой здоровья, уметь организовать группу таким образом, чтобы дети были свободны, самостоятельны, чтобы чувствовали себя уютно и комфортно. Педагог должен уметь слушать детей, неформально общаться с ними, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности. Педагог должен также уметь определять степень утомляемости детей и своевременно предотвращать ее. Педагог должен уметь привлекать родителей к здоровьесбережению детей. Применение напрактике вышеизложенных приемов, систематическое использование в работе таких здоровьесберегающих технологий, как закаливающие процедуры (воздушные ванны, солнечные ванны, водныепроцедуры), динамические паузы, гимнастику для глаз, помогли добитьсяв результате стойкой динамики снижения простудной заболеваемости за последние 3 года, то есть позволилозначительно снизить заболеваемость детей нашей группы за последние годы. Применениесистемы методов педагогики оздоровления, правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов и родителей позволяет достигать высокой эффективности и стабильности результатов, обеспечивает полноценное развитие ребенка.
| |
| |
Администратор1019 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 17:06 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № 294 Коровина Инна Петровна, заместитель заведующей по ВМР МБДОУ Детский сад № 37 «Семицветик
В современном обществе проблема сохранения иукрепления здоровья детей является актуальной. В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди воспитанников ДОУ. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов: - неправильному отношению взрослого населения к своему здоровью и здоровью своих детей; - наследственных факторов; - нарушение правил здорового образа жизни. Как укрепить здоровье ребенка? Как научить интересно, играть вместе с другими детьми? Как физически подготовить его к школе? Эти вопросы задают себе современные думающиеродители и зачастую не находят ответа. Для того, чтобы помочь родителям найти ответы напоставленные вопросы, сформировать удетей осознанное отношение к собственному здоровью и подружить их с физкультурой надо создать особую форму общения. Положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагогам и с детьми с родителями, а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей, согласовывать с ними режим работы, вырабатывать общие требования к поведению ребенка в семье и ДОУ. В этом хорошо помогает анкетирование, которое позволяет в короткий срок собрать обширный разнообразный материал по темам: «Особенности воспитания в семье», «Оценка детей родителями», «Каким вы видите своего ребенка», «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Как ваш ребенок общается со сверстниками?» Для пополнения педагогических знаний родителей нужнопроводить консультации:«Чтобы не развился недуг», «Ваш помощник спортивный уголок», «Здоровье-главная ценность человеческой жизни». При помощи консультации педагогу легче объяснить родителям, что каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным бегать не уставая, плавать,кататься на велосипеде, играть со сверстниками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому в дошкольном возрасте каждый родитель должен научить своего ребенка думать и заботиться о своем здоровье, знать свое тело, заботиться о нем, не вредить своему организму. Подобные советы оказывают благополучное воздействие в воспитании здорового образа жизни ребенка. Еще одной эффективной формой работы с родителями являются спортивные праздники, досуги, Дни здоровья, на которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, укрепления здоровья всех участников, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве. По содержанию совместные спортивные праздники - это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы и т.д. Родительские собрания желательно проводить внетрадиционных формах. Сценарии собраний надо разрабатывать с учетом особенностей воспитанников и запросов родителей. Правильно подобранные тематические игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, переедание, малоподвижность, страхи и т.п.) позволяют формироватьположительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня. Сотрудничество между педагогами и родителями помогает добиться активной воспитательной позиции родителей, вызывает у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствует развитию здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,поэтому совместная работа педагогов и семьи поможет нашим воспитанникам стать истинно здоровыми.
| |
| |
Swetik | Дата: Четверг, 27.03.2014, 20:23 | Сообщение # 13 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
| № 295 Камышникова Светлана Анатольевна, воспитатель МБ ДОУ Детского сада №1 «Росинка»
Дошкольный возраст - важный период в перестройке всей системы организма. Поэтому необходимо большое внимание уделять закаливанию. Закаливание - повышает устойчивость организма к неблагоприятному воздействию окружающей среды. Давно известно, что регулярные процедуры по закаливанию помогают укрепить здоровье, усиливают иммунитет, который защищает от болезни. Закаливание необходимо начинать с самого раннего возраста. А для того, чтобы процедура закаливания была эффективной нужно соблюдать следующие правила: - проводить систематически в течение всего года; - к выбору процедур подходить с учетом возраста и особенностей ребенка; - следить за тем, чтобы процедуры вызывали только положительные эмоции ; - проводить закаливания только при физическом здоровье детей ; - интенсивность процедур увеличивать постепенно. На протяжении многих лет в своей работе, я применяю методику закаливания «Дорожка здоровья». Физкультурные занятия, гимнастику после сна провожу с детьми без маек, спят дети тоже без маек, чтобы после сна получить контрастную воздушную ванну. «Дорожка здоровья»- это чередование ходьбы босиком: - по дорожке с мелкими шипами; -по гальке; - по смоченному в солевом растворе коврику; - по мокрой дорожке; - по сухой и мягкой дорожке. Дети по очереди проходят по дорожкам, повторяя 3-4 раза. Данная методика повышает иммунитет и укрепляет свода стопы и связок.Применяемаяданная методика в моей работе дает положительные результаты. Анализ заболеваемости детей показывает снижение простудных заболеваний и ОРЗ. Данная системазакаливания доступна и проста. Ее можно применять не только в дошкольных учреждениях, а также в семье.
| |
| |
metal_mama | Дата: Четверг, 27.03.2014, 21:33 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № 296 Осипова Елена Александровна, воспитатель МБ ДОУ Детский сад №37 "Семицветик"
Закаливание детей как профилактика острых респираторных заболеваний в ДОУ. Весной обычно повышается заболеваемость детей, чаще всего простудными заболеваниями. Связано это не только с вирусными инфекциями, но и с неблагоприятными экологическими условиями, которые снижают иммунитет ребёнка. Самое лучшее средство для профилактики болезней - закаливающие процедуры.В нашей группе разработан целый комплекс закаливания и оздоровления детей: Проветривание группы в отсутствии детей, потому что свежий воздух важен для здоровья. Использование успокаивающих ароматических подушечек (лежат рядом с подушкой на кровати каждого ребёнка), благодаря которым происходит орошение воздуха фитонцидами (лавровый лист и душица в соотношении 1:1). Пробуждение детей под спокойную расслабляющую музыку является мощным профилактическим средством для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, так как организм эмоционально и психически благополучно настроенного ребёнка помогает эффективно бороться с любым вирусом. Гимнастические упражнения после сна, основная цель которых поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели; выполнение пальчиковой гимнастики; выполнение упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика); растирание ручек, ножек и спинки махровыми рукавичками; ходьба по массажным коврикам и ортопедической дорожке.Заканчивается гимнастика обширным умыванием водой ручек, лица и груди. В заключении следует отметить, что любое закаливание нужно проводить так,чтобы дети радовались,хотели заниматься и ждали с нетерпением следующего раза. Также большую роль при проведении любых закаливающих процедур играет эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.
| |
| |
яна-т | Дата: Четверг, 27.03.2014, 21:57 | Сообщение # 15 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| № 297 Мосягина Татьяна Анатольевна, учитель-логопед МБ ДОУ Детский сад №37 "Семицветик"
К сожалению, в современном мире очень высок процент воспитанников имеющих речевые нарушения и тех, у кого наблюдаются проблемы в развитии памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики. Комплексное воздействие на речевое развитие ребенка может дать успешную динамику. Логопедическая работа затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление отношений к социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В связи с этим в коррекционной работе учителя - логопеда значимой проблемой становится сохранение здоровья воспитанников, на всех этапах логопедической работы применяются образовательные здоровьесберегающие технологии это, прежде всего технологии воспитания валеологической (общая теория здоровья) культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. В своей логопедической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: артикуляционная, зрительная и дыхательная гимнастики, физминутки, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, Су джок терапия, аурикулотерапия, кинезеологические упражнения, приемы массажа и самомассажа, релаксация. Результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии является улучшение внимания, восприятия, дети учатся видеть,слышать, рассуждать, снижается уровень заболеваемости, повышается работоспособность, выносливость, развиваются психические процессы, улучшается зрение, повышается речевая активность, развивается общая и мелкая моторика,увеличивается уровень социальной адаптации, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности.
| |
| |
katenina | Дата: Пятница, 28.03.2014, 15:45 | Сообщение # 16 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| № 298 Катенина Елена Федоровна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 12 "Березка" Развитие детей с нарушением речи -это составная часть оздоровительной работы в детском саду. В настоящее время в нашем учреждении у детей, посещающих логопедические группы,отмечаются тяжёлые речевые нарушения, инарушения эмоционально – волевой сферы: ЗПРР, алалия, тяжелые формы дизартрии,заикание. Число таких детей постоянно увеличивается,поэтому коррекционную работу проводим комплексно. У детей с нарушением речи часто наблюдаются заболевания верхних дыхательных путей (синусит, фарингит, бронхит, полипы носовой полости, увеличение аденоидов), вот поэтому и нарушается речевое дыхание. Над формированием правильного физиологического и речевого дыхания работают все педагоги детского сада - учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель. Воспитатели и специалисты проводят дыхательные упражнения на занятиях, на прогулках и в других режимных моментах. Для укрепления и поддержания здоровья детей нами систематически используются здоровьесберегающие технологии по формированию речевого дыхания. В своей работе используем дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания вызывают у детей положительные эмоции, являются профилактикой заикания и восстановления потерянного голоса. Формирование правильного дыхания сокращает время для постановки и автоматизации звуков, речь у детей становится чёткой, внятной. Дыхательные упражнения в комплексах с артикуляционной гимнастикой проводятся ежедневно логопедом воспитателями (3-4 раза в день). Комплекс логопедических упражнений позволяют укреплять мышцы артикуляционного аппарата (щёк, челюстей, губ, и языка, нёба) и отрабатывать правильный артикуляционный уклад правильного звука. Проблема развития общей и мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, особенно страдающих дизартрией, является актуальной в нашем учреждении. Поэтому с этими детьми воспитатели и специалисты детского сада проводят логоритмику, упражнения для развития моторики, координации движений. Во время физкультурных занятий, на зарядке дети занимаются ритмической мозаикой по Бурениной, выполняют «Азбуку-зарядку». Ученые доказали связь развития рук с развитием мозга, поэтому все педагоги детского сада проводят пальчиковую гимнастику, используют самомассаж кистей и пальцев рук (карандаши, орехи и т.д.) Воспитатели для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи используют: конструирование, лепку, вырезание, шнуровки, штампы, раскраски, трафареты и т.д. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. В коррекционной работе систематически используем здоровьесберегающие технологии:музыкотеропию, сказкотеропию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, психогимнастику, релаксационные упражнения. В помощь воспитателям речевых групп разработаны методические рекомендации «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями логопедических групп». Для воспитателей, специалистов детского сада и родителей были проведены открытые мероприятия: «Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР», «Рука развивает мозг», «Подвижные речевые игры», «Сопряженная гимнастика» и т.д.
| |
| |
metal_mama | Дата: Пятница, 28.03.2014, 16:29 | Сообщение # 17 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| № Ф-04
Мельникова Марина Мироновна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №37 "Семицветик"
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания. Гигиеническим навыкам должны научить дома и в ДОУ.
Развлечение для подготовительной к школе группы «Путешествие в город Здоровейск».
Оборудование: карта-схема города Здоровейска, проектор,экран, набор слайдов, полотенце, зубная щетка, мыло, шампунь, зубная паста, мочалка, расческа. Ведущая - Здравствуйте! Я желаю вам здоровья –это самое ценное, что есть у людей. Значит, ЗДОРОВЬЕ надо беречь. Сегодня мы отправимся в путешествие в город Здоровейск и узнаем, какие есть у нас помощники в сохранении здоровья. В зал вбегает неумытый, непричесанный мальчик Саша, который учится в первом классе. Саша - Стойте!Стойте! Подождите меня, я тоже хочу в путешествие! Ведущая – Ты, почему такой грязный,непричесанный? Саша - А я не успеваю. Если я умоюсь, то тогда совсем опоздаю. Возьмите меня в путешествие, я тоже хочу быть здоровым. Ведущая- Хорошо, возьмем тебя с собой, только надо привести себя в порядок: умыться, причесаться. Саша - Я сейчас, я быстро! (Умывается, причесывается). Ведущая – Отправимся мы в путешествие пешком,так как движение – это жизнь. Чтобы нам не было скучно, разучим небольшое стихотворение: Будем мы ходить пешком И здоровье сбережем! Ведущая - Первый домик в г. Здоровейске – это домик Доктора Порядкина. (Стучимся в домик). Выходит Доктор Порядкин. Доктор Порядкин – Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть! Что привело вас в наш город? Ведущая – Мы хотели бы узнать о том, как быть здоровыми долгие годы, познакомиться с нашими помощниками в сохранении здоровья. Доктор Порядкин -Сохранить здоровье помогает режим дня. Режим– это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Чтобы в жизни преуспеть, Чтобы многое успеть, Погулять и почитать, И в игрушки поиграть, И с друзьями песню спеть, И мультфильмы посмотреть, Как вещам твоим порядок, Дню положен распорядок! День распишешь по часам – И везде успеешь сам! Саша – У меня есть распорядок дня. Вот посмотрите.(На экране появляется слайд с режимом дня ученика-грязнули): 07.30 Подъем,иду в школу 08.00-12.00 Занятия в школе 12.00-18.00 Прогулка 20.00 Ужин 21.00-23.00 Телевизор 23.00-2.00 Выполнение домашнего задания 02.00 Сон Ведущая – Ясно теперь, почему ты ничего не успеваешь. Наши ребята скоро пойдут в школу, и мы сейчас поможем составить тебе правильный режим дня, чередуя работу и отдых. (На экране поочередно появляется слайд с исправленным режимом дня) 07.00-08.00 Подъем, зарядка, завтрак 08.00-12.00 Занятия в школе 12.00-13.00 Обед 13.00-14.00 Прогулка, отдых 14.00-16.00 Приготовление домашнего задания 16.00-18.00 Занятия в кружках и секциях 18.00-20.00 Чтение, игры, помощь по дому 20.00-21.00 Подготовка ко сну 21.00 Сон Ведущая - Это примерный режим дня. У каждого ученика должен быть свой распорядок дня. Как построить режим дня Повторим еще,друзья! (Дети читают стихотворения). Чтоб прогнать тоску и лень, Подниматься каждый день. Нужно ровно в семь часов. Отворив окна засов, Сделать легкую зарядку. И убрать свою кроватку! Душ принять!И завтрак съесть! Но запомните, ребята, Очень важно это знать. Идя в школу на дороге Вы не вздумайте играть! Опасайтесь вы машин, Их коварных черных шин! На занятиях сиди, И все тихо слушай. За учителем следи, Навостривши уши. После школы отдыхай, Но только не валяйся. Дома маме помогай, Гуляй,закаляйся! Пообедав,можешь сесть. Выполнять задания. Все в порядке, если есть Воля и старание. Соблюдаем мы всегда Распорядок строго дня. В час положенный ложимся, В с положенный встаем. Нам болезни нипочем! Ведущая - Спасибо, Доктор Порядкин. Я думаю, что ребята пойдут в школу, и будут придерживаться режима дня. Доктор Порядкин - До свидания, ребята! Будьте здоровы! Советую посетить Доктора Чистюлькина. Ведущая - Идем дальше по городу Здоровейску,повторяем наше стихотворение. Вот мы и пришли к домику Доктора Чистюлькина. (Стучимся, выходит Доктор Чистюлькин). Доктор Чистюлькин - Здравствуйте! Здравствуйте! Я Доктор Чистюлькин. Слежу за тем, чтобы жители нашего города Здоровейска соблюдали правила личной гигиены. А вы знаете, что такое правила личной гигиены?(Осматривает руки и лица детей под лупой). Чтобы вам идти дальше, надо выполнить мои задания. ЗАДАНИЕ 1 (Слайд на экране) Закончите правила личной гигиены: 1. Чистить зубы надо 2 раза в день…(утром и вечером). 2. Перед едой нужно обязательно…(мыть руки). 3. Содержать в чистоте…(одежду, обувь, жилище). 4. Никогда не ешь немытые…(фрукты и овощи). 5. Вовремя еды нельзя…(разговаривать). 6. Не реже одного раза в неделю мойте…(все тело). ЗАДАНИЕ 2 (достает предметы из кармана халата). Определите: какие вещи должны быть личными, а какими вещами могут пользоваться все члены семьи. ПОЛОТЕНЦЕ, ЗУБНАЯ ЩЕТКА, ЗУБНАЯ ПАСТА, МОЧАЛКА, МЫЛО, ШАМПУНЬ, РАСЧЕСКА. - Хорошо вы знаете правила личной гигиены, молодцы! Можете идти дальше. Советую зайти к Доктору Зубовой. До свидания, будьте здоровы! (Дети шагают на месте и повторяют стихотворение, стучимся в домик №3). Доктор Зубова - Здравствуйте! Чтобы быть здоровыми, надо правильно ухаживать за зубами. Как поел, почисти зубки – Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты – Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет! Доктор Зубова - Я расскажу, как правильно чистить зубы (Показывает на расческе с крупными зубьями).Верхние зубы чистим сверху вниз, выметая остатки пищи, нижние – снизу вверх, жевательную поверхность круговыми движениями, не забудьте почистить внутреннюю сторону зубов и язычок.И еще: нельзя есть холодную пищу сразу после горячей, и наоборот. Не ковыряйте в зубах острыми предметами. Поднимите руки те, кто теперь будет правильно чистить зубки. Молодцы ребята!До свидания!Счастливого пути! Берегите своё здоровье! (Дети маршируют на месте, стучимся в домик Доктора Физкультуркина, повторяем стихотворение). Доктор Физкультуркин - Здравствуйте,ребята! Я Доктор Физкультуркин. Как вы думаете, почему меня так зовут?Правильно! Я люблю физкультуру и спорт, так как еще одним помощником в сохранении здоровья является движение и спорт. Я сейчас проверю, какие виды спорта вы знаете.Молодцы! Вы меня порадовали! За это я вас научу новой физминутке: В понедельник я купался, А во вторник – рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, А в субботу – танцевал. В воскресенье я гулял И немножко отдыхал. Доктор Физкультуркин - Молодцы,ребята! До свидания! Занимайтесь спортом, больше двигайтесь! Ступайте к Веселому Повару. (Маршируем на месте, повторяем стихотворение, стучимся в домик Веселого Повара). Веселый Повар - Здравствуйте! Здравствуйте! Зачем пожаловали? Ведущая - Хотим, чтобы ты рассказал, как сохранить свое здоровье. Веселый повар - С удовольствием расскажу! Почему я такой здоровый и веселый? Я правильно питаюсь. Правильное питание – это разнообразное питание. В разных продуктах есть различные питательные вещества, необходимые нам. Есть лучше 4-5 раз в день и в одно и то же время. Я думаю, ты без сомненья знаешь,что пользу приносит не все, что съедаешь. Запомни и всем объясни очень ясно: Желудок нельзя обижать понапрасну. Холодная пища ему не нужна. И очень горячая тоже вредна. А сладостей разных и «Чипсов» и «Колы» Желудок боится, как попа уколов. Большими кусками не стоит глотать, А тщательно надо еду прожевать. Давайте поиграем в игру «Полезно – неполезно». На интерактивной доске картинки разных продуктов. Надо выбрать полезные и неполезные продукты. Ребята,мера нужна и в еде, Чтоб не случиться нежданной беде. Нужно питаться в назначенный час, В день понемногу, но несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда. И станет полезною ваша еда! В питании тоже важен режим, Тогда от болезней мы убежим! Запомните,ребята, простой мой совет: Здоровье одно, а второго-то нет! Веселый Повар - До свидания, ребята! Правильно питайтесь! Будьте здоровы!(Маршируем и возвращаемся в зал). Ведущая - Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровейску. О каких помощниках в сохранении здоровья мы узнали от жителей этого города?(На экране появляется заголовок слайда «Наши помощники в сохранении здоровья», по мере того, как ребята будут называть помощников, на слайде будут появляться картинки «Режим дня», «Личная гигиена», «Уход за зубами», «Движение и спорт», «Правильное питание»). Ведущая - Понравилось ли вам наше путешествие?Будьте здоровы!
| |
| |
Шира | Дата: Пятница, 28.03.2014, 17:22 | Сообщение # 18 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
| № 299 Лебедева Лариса Альбертовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №30" Не секрет, что в настоящее время отмечается значительное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, ограничение выпускников школ в выборе профессий по состоянию здоровья. Я считаю, что учителя, давая детям знания, в то же время забирают у них здоровье, потому что очень часто здоровье детей страдает от учебных перегрузок, и в первую очередь страдают самые ответственные и старательные ребята. В нашей школе ежедневно до уроков проводится утренняя зарядка, которая решает как воспитательные, так и оздоровительные задачи. Конечно, ежедневные упражнения благотворно воздействуют на организм, приучают регулярно следить за осанкой, заниматься утренней гимнастикой, спортом, формируют представление о здоровье как ценности, способствуют его сохранению и укреплению, популяризируют здоровый образа жизни, повышают работоспособность ребят. Но одной зарядки перед уроками недостаточно, поэтому и сам урок должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Преподаваемые мною предметы, русский язык и литература, являются, пожалуй, самыми серьёзными и сложными предметами, на которых учащиеся много пишут, напрягают зрение, читают, и поэтому я (да, наверное, как и любой учитель, не зависимо от преподаваемого предмета) уделяю особое внимание здоровьесбережению. Прежде всего, обращаю внимание на рациональную организацию урока. Урок следует построить так,чтобы детям было не только интересно, но и комфортно. Такую обстановку помогают создать различные формы работы и разные виды уроков. Это и уроки-игры («Морской бой», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д. ), и инсценировки, игровые упражнения, создание ситуации успеха, и др. Использую игровые технологии, активные методы обучения, ИКТ,способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, однако работа на интерактивной доске строго регламентирована. На уроках провожу не только физминутки: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата, но также использую элементы релаксации с помощью аудиозаписей «Звуки природы», музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений. ФГОСы тоже направлены на сохранение здоровья современного школьника. Например, УМК по программе С.Львовой представляют собой 3 учебные книги, которые ученики могут носить не на каждый урок, а по мере необходимости, что, в свою очередь, снижает нагрузку на позвоночник. В учебный комплект входят и печатные тетради, работа по которым предполагает самопроверку до выставления оценки учителем, что обеспечивает устойчивость психического состояния ребенка. Задания, предлагаемые учебником, предполагают разнообразную деятельность (говорение, рисование слушание), что позволяет избежать однотипности мышечной нагрузки. А ещё, вспоминая замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!», я стараюсь, чтобы урок сопровождался шутками, юмором, улыбками, пословицами, интересными историями из жизни, что ведёт к психологической разгрузке.
| |
| |
EvilSpirit | Дата: Среда, 28.01.2015, 13:31 | Сообщение # 19 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
| Рег. № Ф-14
Луговенко Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 18 имени Героя Советского Союза В. А. Гнедина"
Профилактика школьной близорукости
Требование сохранения здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов. Проект «Профилактика школьной близорукости» направлен на создание системы мероприятий в школе по предупреждению снижения зрения у детей, формирование единого методологического подхода по первичной профилактике близорукости среди младших школьников при совместном взаимодействии педагогического, медицинского персонала школы, родителей с социальными партнерами. Проект ориентирован на активизацию внешних резервов, внутренних ресурсов образовательного учреждения и представляет собой механизм устойчивого функционирования и развития. Проект является открытым документом для внесения изменений и дополнений. Корректировка осуществляется в соответствии с решениями педагогического совета на основе отчета по реализации какого-либо этапа. Проект адресован педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений всех видов и типов. По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека. Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным, лишь пять процентов выпускников школ практически здоровы, 80 процентов школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами. Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы. По данным Министерства Здравоохранения заболевания органа зрения вышли на второе место среди всех заболеваний. В Кемеровской области количество детей-школьников с близорукостью неуклонно увеличивается. Только в 2000 г. первичный выход на инвалидность вследствие миопии составил 16,9% от всех признанных инвалидами по глазным болезням. Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения. Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования. Вопросы сохранения зрения в школьные годы представляют собой сложную социальную проблему. Значительное увеличение зрительной нагрузки предъявляют повышенные требования к органу зрения учащихся. Сам процесс занятий в классе к концу 5 урока вызывает некоторое снижение зрения у учеников с эмметропией, а при гиперметропии и близорукости зрение начинает снижаться уже после второго или третьего урока. Это очень важно для подготовки глаз детей к интенсивной зрительной работе перед началом школьных занятий и снятия психического и физического напряжения зрительного анализатора. Поэтому сегодня необходимо выработать единую систему мер, подходов в профилактике школьной близорукости. Возможно это только при взаимодействии и сотрудничестве всех заинтересованных сторон. Наш проект позволяет в значительной степени решить эту проблему при привлечении к ее выполнению системы образования, ро¬дителей учащихся и детских офтальмологов, школьных гигиенистов. В последние годы произошло значительное увеличение зрительной нагрузки на глаза детей: значительно увеличился объем чтения; с ранних лет дети смотрят телевизор, многие дома играют в компьютерные игры, работают в компьютерных классах в школе. Все вышеперечисленное отрицательно сказывается на состоянии зрения школьников. Основной задачей гигиенистов, школьных врачей и учителей в школьные годы является создание лучших условий для работы глаз и сохранения зрения за период обучения в школе. По данным ежегодной диспансеризации детей в Кемеровской области болезни глаз у детей занимают третье место среди всех болезней. И если в 2008 году из всех заболеваний глаз миопия составляла 31, 3 %, то в 2010г. – это уже 33,2 % В Калтанском городском округе состав детского населения – 4500 человек. Из них по данным статистики МУЗ «Центральная городская больница» г. Калтан выявлено в 2010году – 319 случаев миопии у детей и подростков, а за 9 месяцев 2011 г. – уже 381 случай. В нашем образовательном учреждении проблема стоит столь же остро: из 325 обучающихся имеют разного рода проблемы со зрением 48 человек. Исходя из обозначенной проблемы, возникла идея социально значимого проекта, которая заключается во внедрении комплекса мероприятий профилактики близорукости у детей при совместном взаимодействии педагогического и медицинского персонала школы, родителей с социальными партнерами по профилактике и лечению офтальмологических заболеваний у детей школьного возраста. Создание системы мероприятий в школе по предупреждению снижения зрения у детей, формирование единого методологического подхода по первичной профилактике близорукости среди младших школьников. Уменьшение количества детей с развивающейся в школьные годы близорукостью на 35-40%. К задачам относится: организовать взаимодействие администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, представителей учреждений здравоохранения, офтальмологов МУЗ «Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница», сотрудников кафедры офтальмологии ГОУ ВПО КемГМА, сотрудников ГОУ ДПО Новокузнецкий ГИДУВ в принятии практических мер по предупреждению снижения зрения у детей. Подписать договор. Проект основан на сотрудничестве педагогического персонала школы и представителей учреждений здравоохранения с целью предупреждения снижения зрения у детей, формирование единого методологического подхода по первичной профилактике близорукости среди младших школьников. В школе 325 детей, из них 98 имеют разного рода проблемы со зрением. Таким образом, проблема сохранения и коррекции здоровья в нашей школе актуальна. Но изменить ситуацию силами одного врача общей практики, наличием одной таблицей Ротта в школьном медицинском кабинете, отсутствием компетентных знаний у педагогов невозможно. В ходе реализации проекта предполагается: 1. Организация мобильных детских офтальмологических бригад, оснащенных медицинским оборудованием для профилактики и лечения различного рода заболеваний зрения у детей (с привлечением детских офтальмологов ГУЗ «Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница», сотрудников кафедры офтальмологии ГОУ ВПО КемГМА, ГОУ ДПО Новокузнецкий ГИДУВ). 2. Проверка состояния зрительного анализатора детей. Организация рабочих групп из педагогического и медицинского состава школы, медицинских работников городской клинической больницы, родителей детей с проблемами зрения, проведение обучающих семинаров с этими рабочими группами. 3. Реализация мероприятий по профилактике проблем со зрением у детей с учетом группы риска, внедрение системы зрительных упражнений по профилактике зрительного утомления и возникновения иных проблем со зрением, профилактика и лечение детей различных возрастных групп в передвижном офтальмологическом кабинете детских мобильных бригад; 4. Мониторинг реализуемого проекта, создание и анализ базы данных. Ожидаемые результаты: 1. Уменьшение количества детей с развивающейся в школьные годы близорукостью на 35 - 40%. 2. Создание системы мероприятий в школах области по предупреждению снижения зрения у детей. 3.Создание единой среды по профилактике школьной близорукости при взаимодействии администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, представителей учреждений здравоохранения, офтальмологов МУЗ «Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница», сотрудников кафедры офтальмологии ГОУ ВПО КемГМА, сотрудников ГОУ ДПО Новокузнецкий ГИДУВ на основе социального партнерства. 4.Формирование осознанного отношения обучающихся к своему здоровью. 5. Повышение психо - эмоционального фона обучающихся. 6. Повышение статуса образовательного учреждения в общественном сознании; 7. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
| |
| |