Особенности реализации ФГОС Общего образования в ОО
|
|
NIV | Дата: Четверг, 02.10.2014, 09:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
| Необходимо указать ФИО, место работы, должность.
Требования к материалам для публикации: - Материалы статьи должны быть оригинальными, т. е. они не должны быть опубликованы на других сайтах или в иных источниках. В случае использования материалов (цитат) с других источников их количество не должно превышать 50 % от общего количества текста. (Тексты на плагиат Вы можете проверить самостоятельно с помощью соответствующих сервисов). - Тексты не должны содержать орфографических и стилистических ошибок. - Объем представляемой информации: не менее 1000 знаков (без учета пробелов). При представлении статьи объемом до 6000 знаков выдается сертификат участника интерактивного форума, объемом более 6000 - свидетельство о публикации. В данном случае необходимо указать тему материала. Подсчет количества знаков осуществляют многие программы, например, Microsoft Word.
Анонимные комментарии и тексты, не соответствующие требованиям, будут удаляться!
| |
| |
AOA | Дата: Понедельник, 13.10.2014, 13:00 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 36
| Азанова Ольга Александровна, заведующая методическим сектором
Сетевая организация методического сопровождения в условиях введения ФГОС СОО Ведущие принципы федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – принципы преемственности и развития. Практика введения стандартов начального общего образования подтвердила правильность поэтапного перехода на ФГОС и организации его пилотной апробации. И сегодня задача методического сопровождения минимизировать, а лучше избежать рисков, выявленных в ходе предыдущей инновационной деятельности. Наилучшим условием для разрешения проблемы всегда является ее обсуждение. В связи с этим возникает необходимость решения новых задач: создать пространство обсуждения, организовать процесс обсуждения. Так зарождается пространство сетевого взаимодействия. Причем под сетевой организацией методического сопровождения мы понимаем не любое взаимодействие с образовательными организациями или педагогическими работниками, а такое, в котором происходит деятельностная актуализация. Примером тому можно считать систему муниципальных конкурсных проектов. И сразу сделаю акцент на том, что мы в конкурсы не вкладываем соревновательное начало, муниципальный конкурс для нас – это форма организации методического сопровождения, это профессиональное событие – обучение, взаимообучение, это диалог, это встреча разного, не обязательно образцового, но индивидуального, творческого – и в этом сетевое развитие. И мотивация к участию есть, потому что учитель не один, он чувствует заинтересованность и поддержку всего педагогического сообщества. И зачастую, педагоги одновременно выступают в роли конкурсантов и членов жюри. Например, конкурс «Заместитель директора». Это не дополнительная нагрузка, потому что положение составлено совместно и таким образом, что требует только те документы, которые в обязательном порядке используют в своей деятельности вторые руководители с учетом права выбора их представления. Конкурс способствует наведению порядка в собственной деятельности и дает возможность получить новые идеи от коллег. Оценочный лист рефлексивный – никаких баллов. Выбор победителя уходит на второй план, формы поощрения так же обсуждаются с участниками конкурса. На таком же подходе основаны муниципальные конкурсы «Современный урок» для молодых специалистов и для педагогов-стажистов «Мой лучший урок» и «Лучшее внеурочное занятие». Вслед за Марком Максимовичем Поташником мы сняли старые требования к анализу урока и не рассматриваем урок как последовательную смену обязательных действий учителя по заданному плану, а анализируем урок, приняв на себя разные роли: ученика, учителя, администратора. Мы добавили еще одну позицию – анализируйте урок, приняв на себя роль родителя. В этом нам помог наш проект "Сертификат качества". Муниципальный проект "Сертификат качества" ориентирован на выявление организаций общего образования городского округа, обеспечивающих современное качество образования в соответствии с требованиями стандартов, реализуется в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Наша методическая задача состояла не в том, чтобы заранее определить содержание сетевого взаимодействия, а затем реализовать это содержание. Задача в том, чтобы создать организационные условия для того, чтобы могло возникнуть максимальное количество содержательных взаимоотношений. В этом мы видим эффективность сети. После введения стандарта начального общего образования у учителей начальных классов появился комплекс детских конкурсных проектов, который впоследствии перерос в олимпиадное движение. Конечно, определенную роль сыграли новые оценочные листы педагогов, но все же импульсом к профессиональному изменению стал ФГОС. Сегодня, замечу, опыт наших учителей востребован, они получают гонорары за публикацию авторских разработок во всероссийских издательствах. Обновление методического инструментария произошло и в сообществе учителей физики, они также открыли новый организационный проект – 1 раз в месяц по очереди каждый учитель физики приглашает к себе на обучение в режиме внеурочной деятельности учащихся 9-х классов всех школ города, сдающих экзамен по физике. Новым системным качеством в педагогической среде математиков стала организация работы сетевого наставника. Учителя русского языка и литературы создали проект «Сочинение по средам». Каждую среду, вплоть до декабря, учителя русского языка и литературы независимо от того, работают они в 11-х классах или не работают, мобилизуя все филологические ресурсы городского округа, проводят обучающие консультации-тренинги для выпускников. Чем больше количество таких содержательных эффектов возникает, тем более продуктивна и эффективна сеть, а значит тем более эффективной является положенная в основание сети модель методического сопровождения, в том числе в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования.
| |
| |
evaburkina | Дата: Пятница, 17.10.2014, 23:32 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
| Рег. № 358
Буркина Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 1"
Создание информационной образовательной среды образовательной организации как условие реализации ФГОС
В современных условиях образование ориентируется не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Это требует от педагогов и обучающихся умений осуществлять сбор, накопление, обработку, хранение, передачу информации и использование информационно-коммуникационных технологий на базе разнообразных средств информационного обмена. Мотивация к получению информации возникает у каждого человека, проживающего в социуме. Таковы законы общества. Человек, не владеющий информацией, теряется в современном мире. Уникальные возможности для этого представляет проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Это дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Данный вид деятельности ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают познавательный опыт. В проектной работе целью обучения становится развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество информации, анализировать ее и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы. Современный учитель понимает, что на сегодняшний день необходимо не только дать своим ученикам прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса, сформировать навыки практической грамотности, но и приобщить учеников к информационной культуре. Применение информационных технологий в преподавании русского языка – это необходимость, так как данное способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес как к урокам русского языка, так и к внеурочной работе, активизирует познавательную деятельность учащихся. «Русский язык в проектах. Изучение школьного курса русского языка в 5-6 классах на основе проектной деятельности с использованием ИКТ». Основным содержанием работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Все, что создают школьники, - все их тексты и рисунки, стихи и музыкальные произведения, фото- и видеоматериалы, мультимедиа-композиции, видеозаписи докладов и выступлений – становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом. Цель проекта: –усовершенствование изучения школьного курса русского языка в 5-6 классах на основе проектной деятельности с использованием ИКТ. Задачи проекта: 1. Вырабатывать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. 2. Повышать информационную грамотность обучающихся. 3. Развивать исследовательские умения и критическое мышление. Отчетность и представление результатов. Необходимо ежемесячно проводить в классах, участвующих в работе над проектом, тестирование, анкетирование, выявляющие уровень успеваемости по русскому языку, уровень мотивации к изучению предмета, уровень информационной грамотности, овладение алгоритмом проектно-исследовательской деятельности. Полученные результаты мониторинга оформляются в виде отчетов, включающих в себя таблицы, диаграммы, фото материалы. Критерии успешности проекта: 1) Повышение уровня успеваемости по русскому языку; 2) повышение уровня мотивации к изучению предмета; 3) повышение уровня информационной грамотности; 4) овладение алгоритмом проектно-исследовательской деятельности.
| |
| |
Светлана9932 | Дата: Суббота, 18.10.2014, 23:01 | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
| Рег. № Ф-07
Халтурина С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №1"
Интегрированный курс внеурочной деятельности «Мир глазами детей» Внеурочная деятельность в условиях ФГОС даёт возможность интегрировать общее и дополнительное образование. И чем разнообразнее будет спектр предложенных направлений дополнительного образования, тем учащийся реализуется максимально, самоопределяется профессионально и личностно. Один из вариантов этого решения – внеурочная деятельность, направленная на социально значимую деятельность подростков,на их посильное участие в социальных проектах [4, с. 27-31]. Чтобы реализовать эту цель, разработана программа по внеурочной деятельности «Мир глазами детей». Она основана на 5 направлениях: гражданско-патриотическом, художественно-эстетическом, спортивно-оздоровительном, трудовом, экологическом, так как на этих направлениях строится воспитательная работа школы [1, с. 3-4]. Каждое направление представлено несколькими видами внеурочной деятельности, деятельностью объединений дополнительного образования. Для организации внеурочной деятельности используются возможности - своего образовательного учреждения; - учреждений культуры: ДШИ № 42, ДМШ № 23,центральная городская библиотека, детская городская библиотека, городской выставочный зал «Музей», городской ДК «Энергетик»; - учреждения дополнительного образования: дом детского творчества;- учреждений культуры г. Новокузнецка: драматический театр, театр кукол, Планетарий, краеведческий музей, ТРК «Глобус» и др.; - краеведческий музей г. Осинники.Для реализации программы предусмотрено проведение как регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и возможность организовать занятия крупными блоками – тематические общешкольные мероприятия, КТД [3], концерты, праздничные программы, поездки, экскурсии, спортивные соревнования. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из обучающихся нескольких классов. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и содействия социальной адаптации учащихся через организацию различных видов внеурочной деятельности.Каждое из направлений предполагает организацию разных видов и форм внеурочной деятельности и предполагает решение своих педагогических задач. Задачи: - расширение знаний и представлений об окружающем мире;развитие мотиваций к познавательной и исследовательской деятельности, художественному творчеству; - развитие мотивации к занятиям спортом;формирование навыков здорового образа жизни; - включение в познавательную деятельность на основе системы развивающих занятий, занятий по изучению краеведческого материала о своей малой Родине;-воспитание толерантности, формирование терпимости,взаимопонимания, уважение к людям; - воспитание у обучающихся навыков творческого самовыражения, воображения, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помогая ему найти свое место в творчестве; - развитие самостоятельности, ответственности,потребности в саморазвитии, самопознании; - формирование культуры поведения и общения в социуме, эстетического и художественного вкуса; - воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости,терпения, умения довести начатое дело до конца, умения работать в коллективе. Основное содержание внеурочной деятельности Программа составлена с учётом 5 направлений: 1.Гражданско-патриотическое направление. Знакомство с родным городом, областью, участие в различных тематических конкурсах (конкурс творческих работ «Люби и знай родной Кузбасс»); организацию фотовыставок; выпуск памяток; посещение городского выставочного зала «Музей», городской библиотеки, краеведческого музея; экскурсии. 2. Художественно-эстетическое направление. Посещение спектаклей Драматического театра и театра кукол г. Новокузнецка, городской библиотеки; выставок; создание номеров художественной самодеятельности, выразительное чтение стихотворений. 3. Спортивно– оздоровительное направление. Разучивание подвижных игр, лепка снежных фигур, создание листовок «Мы за здоровый образ жизни!», поход на каток, катание с горы, игры на свежем воздухе,поход в лес, шашечные и шахматные турниры, походы выходного дня, спортивные соревнования. 4. Трудовое направление. Трудовые десанты: чистка снега и сбор мусора на территории школы и города;изготовление открыток, сувениров, закладок, элементов костюмов; занятия по моделированию. 5. Экологическое направление. Сбор мусора о очистка снега на родниках, участие в экологических акциях и творческих конкурсах, изготовление кормушек для птиц, организация фотовыставок. Ожидаемые результаты реализации программы 1. Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о русских народных играх; о культуре труда, этике трудовых отношений; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений учащегося к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к культуре, к труду, к другим людям, к своему внутреннему миру. 3. Результаты третьего уровня: приобретение учащимися опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта природосберегающей и природоохранной деятельности; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта работы волонтёрской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.Результатом освоения программы является творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально адаптированного человека, способного применять знания на практике. Литература 1.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. 2. Григорьев Д. В. Программа внеурочнойдеятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д. В. Григорьев, П. В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. 3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективныхтворческих дел. –Новосибирск, 2003. – С. 84-86, 94-97. 4. Поляков С.Д. Технологии Коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2011.–№3.–С. 27-31.
| |
| |
larisa7583 | Дата: Понедельник, 20.10.2014, 12:47 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег № 359
Петухова Лариса Анатольевна, директор МБОУ "СОШ №1"
Участие 15 октября 2014 г. в городе Кемерово во Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» показало, что все школы области работают очень активно, каждая школа находится в поиске. На секции «Развитие профессионализма педагога в условиях реализации ФГОС» говорили о самом сложном в этом процессе-как подготовить педагога к изменениям в содержании и технологии преподавания. Опытом делились представители школ г. Гурьевска, Полысаево, Белово, Чистогорска, Ленинска-Кузнецкого. Главный итог обсуждения: необходимо перейти от режима функционирования к режиму развития, не количество мероприятий, а их результативность должны стать приоритетным направлением. Наша школа представила доклад по теме «Виртуальное методическое объединение, или Как научить педагога работать по-новому». Изучение опыта организации методической работы в школе показывает, что она часто носит формальный, стихийный характер и еще не стала школой педагогического мастерства учителя. Методическая помощь сегодня не ставит цели вовлечь всех, точнее, привлечь к практическому освоению новых подходов. Мы предлагаем перестроить работу методической службы в рамках системно-деятельностного подхода. Ведь чтобы научить других, нужно овладеть самому, понять чему я буду учить. Среди всех форм методической работы выделяем существенное направление - обучение через организацию поддержки в разработке и осуществлении индивидуальной образовательной траектории учителя, где важным фактором является соотнесение самооценки с внешней оценкой. На странице учителя на сайте ВМО предусмотрены те же разделы, из которых состоит план внутришкольного контроля, составляемый координатором. Учитель может заполнять страницу в соответствии со своей ИОТ. Коллеги могут вносить свои комментарии. Руководитель МО, отслеживая заполнение страниц, выявляет западающие зоны, проводит индивидуальные консультации, корректирует работу МО. Ежемесячно руководителями МО и затем заместителем директора по УВР выстраивается рейтинг участия учителей. В течение года действует накопительная система рейтинга. В конце года педагог получает возможность определить изменения в индивидуальной траектории развития, сопоставить самооценку с результатами рейтинга, наглядно видим рост педагога. Наша цель – чтоб 100% педагогов школы поднялись хотя бы на одну ступень в рейтинге.Учителю рейтинги помогут сравнить себя с другими, понять свое слабое место, увидеть, к кому нужно обратиться по интересующим вопросам. Могут сформироваться творческие группы. Рейтинги окажут мотивирующее действие на педагога. Таким образом корректируется самооценка педагога, формируются навыки работы в группах, пусть даже виртуально.Модернизация инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. И главная роль отведена учителю. Поэтому мы стараемся создать условия для самообразования каждого учителя.
| |
| |
ksyushnukova | Дата: Понедельник, 20.10.2014, 18:18 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
| Рег № 360 Машникова Ксения Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №1" III Всероссийская научно-практическая конференция «Научно методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» состоялась 15-16 октября 2014 года на базе КРИПКиПРО. На конференции были рассмотрены основные проблемы реализации ФГОС начального и основного общего образования. Своим опытом поделились учителя и руководители образовательных учреждений не только Кемеровской области, а также гости из Москвы, Томска. Участники всероссийской научно-практической конференции познакомились с опытом работы образовательных организаций, участвующих в пилотной апробации введения ФГОС начального и основного общего образования, региональных инновационных площадок. Была предоставлена возможность принять участие в авторских семинарах ведущих ученых, а также семинарах издательств, которые представят современные учебно-методические комплексы. На семинаре, посвященном, оценке качества образования и методам его измерения в условиях реализации ФГОС, нам был представлен опыт педагогов, которые уже на практике познакомились с ФГОС начального образования и прошли это тяжелый, но вместе с тем интересный путь. Был также затронут вопрос преемственности начальной и основной школы. Говорилось о том, как не потерять, преумножить то, чего удалось достичь детям и педагогам за четыре года. Основной вывод, к которому мы пришли - проделана большая работа, но предстоит еще больше работы. Необходимо менять систему оценивания работы учащихся и работы учителя, внедрять и разрабатывать новые методы оценивания.
| |
| |
Учитель | Дата: Среда, 22.10.2014, 01:10 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег. № 361
Тимошенко Алена Сергеевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №1»
15-16 октября 2014 года на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась III научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт проблемы, пути их преодоления», в работе которой приняли участие более 580 человек из 12 регионов Российской Федерации. В работе конференции участвовали 8 педагогов МБОУ «СОШ №1». В ходе конференции были выделены ключевые проблемы реализации ФГОС начального образования и реализации ФГОС основного общего образования; отмечено, что результативность введения и реализации ФГОС общего образования обеспечивается принятием общей для этих ступеней основной идеи и цели образования, технологий, методов, организационных форм обучения; разработкой методики оценки результативности обучения школьников; созданием условий для их реализации; научно-методическим, психолого-педагогическим сопровождением введения и реализации стандарта и др. Работа конференции включала пленарную часть и работу по секциям. Одна из секции проходила в виде семинара для заместителей директоров образовательных организации «Система оценки планируемых результатов». Модераторами данной секции были: Кононенко О. С. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО, г. Кемерово и Злобина А. К. – начальник отдела образовательных услуг ИМЦ г. Томска. В ходе работы секции были рассмотрены следующие вопросы: 1. Цели и задачи системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 2. Содержание мониторинга качества образования. 3. Оценка метапредметных результатов. 4. Содержание и структура зачетной работы. 5. Описание инструментария: групповые проекты. 6. Особенности оценки индивидуального проекта. 7. Портфель достижений старшеклассника и др. Конференция признала необходимость продолжения научно-методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования, обеспечения преемственности начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС.
| |
| |
Lehtina | Дата: Среда, 22.10.2014, 17:44 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег. № 362
Лехтина Лариса Петровна, директор МБОУ "СОШ № 30"
ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления 15-16 октября педагоги школы стали участниками Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления». Все вопросы, освещенные в ходе конференции, актуальны и имеют практическое значение. Одним из таких вопросов является вопрос системы оценки образовательных достижений учащихся. В системе оценки образовательных достижений учащихся очень важно учитывать следующие особенности – необходимо комплексно подходить к оценке результатов образования, а именно к оценке метапредметных, предметных, и личностных результатов. Важно использовать системно-деятельностный подход, оценивая успешность изучения содержания учебных предметов. Для достижения высокого уровня качества образования необходимо сочетать внешнюю и внутреннюю оценку, использовать разноуровневый подход к оцениванию планируемых результатов. Особое место занимает накопительная система оценивания – Портфолио, в котором можно увидеть динамику индивидуальных достижений учащегося. Педагоги образовательных организаций Кемеровской области поделились опытом оценки личностных результатов учащихся с помощью портфолио. Педагоги представили механизм работы с Портфолио ученика, учителя, родителя. Важное место в системе работы образовательной организации играет правильно простроенная модель внутришкольного контроля. Опыт работы, представленный на секции «Оценка качества образования и методы его измерения в условиях ФГОС» помог проанализировать деятельность школы, соотнести с требования ФГОС. Интересным был опыт работы сотрудников Центра начального образования ФГНУ ИСМО РАО (г. Москва). Кузнецова Марина Ивановна представила глубокий анализ оценки достижения планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Ею был представлен инструментарий оценки планируемых результатов, анализ выполнения комплексных работ в разных регионах России. Заставил задуматься подход к характеристике системно-деятельностного подхода кандидата педагогических наук Дерябиной Натальи Евгеньевны. Действительно необходимо детально разобраться в понятиях «система», «деятельность», «подход». В целом материал, представленный на конференции, полезен. Конференция подтвердила, что много сделано, наработан большой опыт, но есть вопросы, над которыми нам всем предстоит работать.
| |
| |
Irina1032 | Дата: Среда, 22.10.2014, 21:25 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег. № 363 Нефедова Ирина Александровна Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №1" 15-16 октября 2014 года на базе КРИПКиПРО состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Научно методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления». На конференции были рассмотрены основные проблемы реализации ФГОС начального и основного общего образования. Своим опытом поделились гости из Москвы, Томска. На авторском семинаре Кузнецовой М. И. Оценивание образовательных результатов в системе учебников «Начальная школа XXI века» были рассмотрены концептуальные основы построения системы мониторинга по русскому языку и принципы создания контрольно-измерительных материалов. Для того чтобы младшие школьники становились полноправными субъектами контрольно-оценочной деятельности, необходима определенная последовательность перехода от ситуации, когда субъектом контроля и оценки является учитель, к ситуации, когда младшие школьники являются субъектами этой системы через овладение действиями самоконтроля и самооценки. Для развития самоконтроля и самооценки необходима дополнительная ступень – совместный контроль и оценка, когда субъектом контроля и оценки является учебное сообщество (класс или группа детей). Еще одно условие – разработка определенных типов заданий, цель которых – развитие учебных действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, и наличие этих заданий в средствах обучения.
| |
| |
olqa | Дата: Четверг, 23.10.2014, 21:43 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
| Рег. № 364
Жидких Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 30»
15-16 октября 2014 года состоялась III научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт проблемы, пути их преодоления» на базе КРИПКиПРО. В рамках конференции были проведены авторские семинары, в том числе, и авторский семинар С. С. Пичугина «Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников».На данном семинаре были рассмотрены такие важные вопросы для начальной школы как: -требования к урокам по ФГОС; - особенности структуры уроков в начальной школе в соответствии с ФГОС; Особое внимание было уделено особенностям конструирования и оценки итоговых работ младших школьников.Здесь же участники семинара рассмотрели вопрос о структуре портфолио младшего школьника, его виде (бумажное или электронное) и месту хранения. Автор семинара особое внимание обратил на то, что в портфолио должна отражаться динамика развития младшего школьника, а не только его достижения. Участникам семинара были предложены уже готовые задания для итоговых интегрированных и комплексных проверочных работ, а также они имели возможность сами поучаствовать в составлении подобных заданий. Много на семинаре говорили и о стартовой диагностике в 1 классах, требованиям к ее проведению, а также о требованиях к контрольно измерительным материалам по универсальным учебным действиям.
| |
| |
Ирина8780 | Дата: Пятница, 24.10.2014, 11:26 | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег. № 367
Чудайкина Ю.Г.,МБОУ «ООШ №18»
Два дня, 15 и 16 октября, на базе КРИПКиПРО проходила работа III Всероссийской научно-практической конференции по теме «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления». Программа конференции включала пленарную часть, на которой были заслушаны доклады Пахомовой Е. А., заместителя губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта, Дерябиной Е. Н., доцента кафедры психологии, образования и педагогики Московского государственного университета и других участников конференции. Выступление заведующего кафедрой теории и методики начального образования Института развития образования Республики Башкортостан Пичугина С.С по теме «Методическое сопровождение учителей в условиях реализации ФГОС общего образования» было отмечено бурными аплодисментами. На конференции были представлены семинары издательств «Академкнига/Учебник», «Русское слово», «Ассоциация XXI», «Просвещение», которые ознакомили с электронными ресурсами и современными учебно-методическими комплектами, реализующими идеи ФГОС. Темой одного семинара являлась «Методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС»,руководитель – методист издательства «Русское слово» Кузнецова Т. А., филолог по образованию и призванию. Работа секции началась и закончилась приобщением к поэзии: декламацией стихов. В ходе работы методист познакомила учителей русского языка илитературы с современными учебниками русского языка для учащихся 5-9 классов Е. Быстровой, учебниками литературы для учащихся 5-9 классов Г. Меркина. Было отмечено, что все учебники содержат задания, направленные на формирование орфографической зоркости, развитие речи, подготовку к ГИА. По итогам конференции принята рекомендация к продолжению сотрудничества с издательствами с целью ознакомления педагогических работников с учебно-методическими комплектами для обеспечения преемственности содержательной линии основной школы.
| |
| |
SabrI | Дата: Понедельник, 27.10.2014, 19:44 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| Рег. № Ф-08 Вахрушева О.Г. МБОУ ДОД “ДЮЦ” Педагог дополнительного образования Создание условий и развитие способностей как условие реализации ФГОС «Зачатки творческой силы существуют почти у всех, надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» С .Т. Шацкий В основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности готовой к правильному взаимопониманию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Приобретения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В соответствии со Стандартом учащиеся должны формировать и развивать умения учиться, развивать способности к организации своей деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам учащихся: личностным, предметным, метапредметным компетенциям. Эти задачи можно решить благодаря проектной деятельности. [1] В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что метод проектов развивает познавательные навыки учащихся, развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, отбирать нужный материал, формировать и решать учебные задачи. Отечественные психологи и педагоги (В.В. Давыдов, А.К. Дусавитский, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.) отмечают, что «условием для выбора учителем методов, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов. Так же необходима и системность в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности. Мы также согласны с педагогами практиками, которые считают, что проект это слияние теории и практики. Любое самостоятельное дело, которое предполагает оригинальный замысел, выполнение работы за определенное время, конкретный результат, сделанный своими руками, является проектом. Такая деятельность активизирует критическое мышление, выстраивает и использует творческий потенциал, формирует духовно – нравственные качества личности. Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение общего результата. А.И. Василовская также подчеркивает, что в продуктивной проектно-учебной деятельности необходима особая готовность ученика. 1.Сформированность у учащихся ряд коммуникативных умений: спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться и т.д.. 2.Развитие мышления учащихся: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, выделять общий способ действия. 3. Оценочная деятельность учащихся.[2] Л. А. Николенкоутверждает, что цель проектной деятельности – получить основные знания, умения, навыки проектирования. Также замечает, что основная задача учителя создать среду – интеллектуально творческую атмосферу, которая поможет учащимся раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.[3] В системно–деятельном подходе на наш взгляд, главное создать условия для достижения результата и способствовать развитию способностей учащихся. Проектная деятельность особенно актуальна в дополнительном образовании детей. За 2013-14 учебный год учащиеся в нашем объединении «Экологические тропинки» делали несколько проектов для проведения экологических акций. Привлечение учащихся к экологическим проблемам способствует осознанию их значимости и развитию экологического самосознания. У детей развиваются чувство причастности к решению экологических проблем. Начинаем с проблемного вопроса, требующего мыслительной деятельности и поиска новой информации. Учащиеся сами осознали актуальность данных занятий. Им стала понятна необходимость самостоятельности в своем обучении, в поиске информации и ответов. Дети активно обсуждали и предлагали свои решения. Мы объяснили, что информацию можно найти разными способами. Учащиеся четко определили цель, задачи (основные шаги по достижению поставленной цели). Отбирали нужный материал, способы, методы, определили свой конечный продукт деятельности, сконцентрировались на выполнение работы (на достижении цели). В проекте каждый учащийся выбирал ту деятельность, которая была ему по душе. Учащиеся, работая над проектами, обнаруживают проблемы. Чтобы их решить им приходиться осваивать новые техники, способы, методы. Показав новые техники, способы, методы мы заинтересовали детей. Несмотря на трудности, благодаря индивидуальному подходу, в атмосфере доброжелательности, получая помощь, учащиеся увлеченно работали. Напряженная работа требует большого терпения, силы воли, творческих способностей. Несмотря на это, работы были успешно закончены каждым ребенком. В результате своей деятельности дети создали конечный свой результат в виде новых знаний, умений, продукта. Но главный результат - изменение самого учащегося и удовлетворение работой и результатом. Человек должен мыслить и действовать. Учащимся очень понравилось общаться с взрослыми во время проведений акций. Дети привыкли, что они слушают других, а здесь их слушали взрослые и отвечали им на вопросы. Форма их деятельности была необычная. Проблемы, которые они поднимали, действительно актуальны и учащиеся начинали это осознавать. Детям понравилось, что они решают серьезные проблемы как взрослые. Им стало понятно, что для того, чтобы сделать какое-то хорошее дело, нужно много читать, знать, придумывать что-то новое, трудиться, самостоятельно совершать хорошие поступки. В работе мы используем различные формы и методы организации учебной деятельности, много внимания уделяем дидактическим играм. Создаем атмосферу заинтересованности, стимулируем к высказыванию учащихся, используем различные способы выполнения заданий, поощряем за свой оригинальный способ решения учебных задач. Мы согласны с утверждением А.В. Стасько, что детям нужно предлагать ситуацию выбора, для проявления своей индивидуальности.[4] За 2013-14 учебный год учащиеся делали не только коллективные проекты-акции, но и индивидуальные. Один из таких проектов участвовал в 5 городской выставке-конкурсе прикладного творчества г. Новокузнецк. Ребенок получил грамоту за активное участие. «Важнейшей задачей воспитания является подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, к овладению своей внутренней свободой, к направлению мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, сотворчество. Изучение жизни и участие в ней» С.Т. Шацкий [5] Источники и литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М. : Просвещение, 2011. — 33 с. — (Стандарты второго поколения). 2. Василовская А.И. Метод проектирования на уроках в нач. шк. http:// gthdjrkfirf/ index. 3. НиколенкоЛ.А. Проектная деятельность уч. В нач.шк. http://gigadaza.ru/doc/26446./htm/ 4. СтаськоА.В.» Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся» // нач. шк. 2011№1 5. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь//Пед.соч. в 4-хт. М. 1964.
| |
| |
Админ | Дата: Вторник, 28.10.2014, 20:09 | Сообщение # 13 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
| Рег. № 368
Белоногова Наталья Александровна, директор МБОУ "ООШ №15"
15 октября 2014 года представители администрации МБОУ «ООШ №15» и педагоги школы стали участниками III Всероссийской научно – практической конференции «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления». В ходе пленарного заседания, в рамках которого выступили коллеги из городов Москва, Томск, Уфа, Кемерово были выделены ключевые проблемы реализации ФГОС начального образования и введения основного общего образования: · Разработка методики оценки результативности обучения школьников; · Создание условий для самореализации школьников; · Обеспечение научно-методического ипсихолого-педагогического сопровождения введения ФГОС и др. Делегация МБОУ «ООШ №15» приняла активное участие в работе трех секций. Секция:«Преподавание школьных дисциплин в контексте системно-деятельностного подхода как фактор обеспечения преемственности начального и основного общего образования» Секция:«Оценка качества образования и методы его измерения в рамках внедрения ФГОС» Круглый стол«Сохранение здоровья школьников в условиях реализации ФГОС» В ходе работы секции, где обсуждались вопросы преподавания школьных дисциплин в контексте системно-деятельностного подхода как фактор обеспечения преемственности начального и основного общего образования, ценным было представление опыта работы по различным дисциплинам педагогами области. Несомненно, было ценным услышать выступление победителя регионального этапа конкурса «Учитель года 2014» Квасова Евгения Викторовича, учителя физики МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкого округа. Педагог умело совместил свое выступление с мастер-классом и поделился с коллегами своими наработками в электронном варианте. Важные вопросы были рассмотрены в рамках круглого стола «Сохранение здоровья школьников в условиях реализации ФГОС», на котором в ходе «живого» общения педагогов обсуждались вопросы, волнующие учителей, работающих по проблеме здоровьесбережения несколько лет. Грамотно построенный диспут Казиным Эдуардом Михайловичем, д-ром биол. Наук, профессором, действительным членом АПСН МАН ВШ, заслуженным деятелем науки РФ, профессором кафедры физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, г. Кемерово, который выступил в роли модератора, несомненно, дал присутствующим возможность озвучить проблемы, с которыми педагоги сталкиваются ежедневно в практической деятельности: · отсутствие во многих школах достойной материально-технической базы; · отсутствие в расписании предмета«Начальная военная подготовка»; · зыбкое состояние системы дополнительного образования, которая могла бы взять на себя часть обязательств: · внеурочные занятия и основные уроки в малокомплектных школах проводятся педагогом в одном лице, что не позволяет ребенку разнообразить восприятие различных предметов; · отсутствие во многих школах психолого-педагогической службы; · недостаточно прослеживаются межпредметные связи авторами учебных курсов и др. · устаревшая нормативно - правовая база,регулирующая уровень качества профессиональной деятельности педагогических кадров в области экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в ОО; · отсутствие профессиональных конкурсов, целью которых является популяризация и престижа учителя-организатора ОБЖ.; · отсутствие примерной ООП по профилю БЖ в соответствии с потребностями общества; Модератор отметил недостаточный уровень практического обучения предмету ОБЖ и курсу БЖ в отдельных образовательных организациях. Констатировал процентное уменьшение стрессоустойчивого населения, здоровых учащихся и призывников. Эдуард Михайлович заверил присутствующих, что вопросы, которые были подняты в рамках круглого стола, будут адресованы Елене Алексеевне Пахомовой, заместителю Губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта. На секции для заместителей директоров ОО «Оценка качества образования и методы его измерения в рамках внедрения ФГОС» были обозначены проблемы продуктивного использования в работе педагогами области образовательных технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода и направленных на реализацию УУД учащихся. Злобина А.К., начальник отдела образовательных услуг ИМЦ г. Томск, в ходе работы поделилась опытом работы с присутствующими и подчеркнула необходимость научно-методического сопровождения ФГОС и доказала это примерами из своей практической деятельности.
| |
| |
sofi | Дата: Пятница, 07.11.2014, 23:08 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
| Рег. № Ф-09
Н. В. Нестерова, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 30", О. Г. Терская, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 1" Индивидуальный образовательный маршрут как способ формирования универсальных учебных действий
Сегодня всё больше и чаще говорят как о введении инклюзивного образования в современную школу, так и о качественной работе с одарёнными детьми, и поэтому возникает необходимость искать наиболее результативные пути повышения эффективности учебного процесса, способствовать росту заинтересованности учеников, их успеваемости и успешности. Обучение в начальной школе включает в себя достаточно большой объем теоретических знаний, которые должны подтверждаться формированием у учащихся универсальных учебных действий. Именно возраст младшего школьника самый благоприятный для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться, которые являются основой успешного обучения. Учебный труд должен приносить радость, желание опять и опять познавать новое. По словам Ш. А. Амонашвили: «Учитель должен воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, должен создать такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином».Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь каждого ребёнка для реализации своего личностного потенциала в образовании и обучении: деятельностного, эмоционально-волевого, интеллектуального и нравственно-духовного. Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в образовательном учреждении таких условий, которые способствуют успешной социализации школьников, их социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами эмоционального, интеллектуального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.Индивидуальный образовательный маршрут отражает идеи:индивидуализации– подразумевающий учет особенностей учащихся в процессе обучения во всех формах и методах обучения;дифференциации -учет индивидуальных особенностей детей, который предполагает группировку учащихся на основании выделения их определенных особенностей.Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться как для слабого ученика, так для сильного ученика, может быть как коротким, так и длинным.ИОМ реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:занятие на уроке. При закреплении илиповторении изученного материала ученикам выдаются индивидуальные задания – карточки, тренажеры. Дети самостоятельно работают,затем работа обязательно проверяется и оценивается;групповое занятие. У ребят, которые обучаются по индивидуальному маршруту, одна и та же проблема и педагог объединяет их в одну группу, проводя для них групповое занятие;самостоятельность в изучении материала. Данная форма организации используется при обучении сильного ученика;домашняя самостоятельная работа.Повторив с учителем правило, ребенок получает на несколько дней домашнее задание. Затем учитель проверяет данное задание оценивает его. Способы организации обучения по ИОМ: Первым способом организации является дифференциация обучения. При этом к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемые им задания по степени сложности, направленности или другим параметрам. В этом случае учащихся чаще всего разделяют на группы по типу отстающие, средние, способные.Второй способ должен предполагать, что собственный путь образования для каждого ученика выстраивается применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. [1, с. 18] Для ученика же индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.[2, с. 32] Типы индивидуального образовательного маршрута.Я – центрированный образовательный маршрут. Он основан на том, что всё сосредоточено на самом ребёнке, всё на него ориентированно. В данном маршруте ярко выражена личностная направленностьИндивидуальныйобразовательный маршрут, тип которого ориентирован на получение знаний. Ориентирован данный маршрут на приобретение знаний. Индивидуальный образовательный маршрут, который ориентирован на формирование себя как образованного человека Индивидуальный образовательный маршрут, который ориентирован на формирование учащимся себя как будущего специалиста.Проектирование индивидуального образовательного маршрута Диагностирование На первом этапе выявляются стартовые возможности ребёнка. Диагностируются его личностные особенности, индивидуальные познавательные способности, интеллектуально-творческий потенциал, степень предметной готовности. Для этого используется система комплексного диагностирования, включающая в себя изучение данных всех видов контроля по предметам (текущего,промежуточного и итогового); результатов самостоятельной деятельности ученика; наблюдений педагогов, работающих с данным учеником; анкетирования родителей и одноклассников; бесед с родителями; психологического диагностирования ученика; собеседования с учеником. Целеполагание После стартовых диагностик, выявляющих особенности развития ребёнка, определяются общие и значимые для ученика цели образования, на их основе формулируются индивидуальные цели обучения. Целью может быть как решение различных научных проблем, так и личностное изменение. Индивидуальный образовательный маршрут создаётся совместно с ребёнком. Педагог является в данной ситуации тьютором, наставником, который советует, консультирует, рекомендует, оказывает помощь и поддержку.Определение содержания образовательного маршрута При проектировании многопредметного индивидуального образовательного маршрута учащийся выбирает с помощью педагога уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём элективных курсов, кружков, а также направление исследовательской и проектной деятельности, занятий самообразованием. При проектировании монопредметного индивидуального образовательного маршрута учащийся выбирает для изучения информацию, конкретные знания, умения, приёмы и способы работы,компетенции, которыми он должен овладеть для достижения поставленной цели.Создание индивидуального плана обучения.Учащийся с помощью педагога выбирает форму организации учебного процесса (это может быть как традиционные формы, так и нетрадиционные -дистанционное обучение, экстернат и др.), режим обучения, формы предоставления результатов (творческие или реферативные,устные или письменные работы и др.). Реализация индивидуального учебного плана.В ходе реализации индивидуального учебного плана начинается движение по индивидуальному образовательному маршруту. В ходе этого продвижения может осуществляться корректировка целей, содержания, стратегии и тактики индивидуального образовательного маршрута. Наряду с этим необходима систематическая работа педагога по включению учащегося в рефлексивную деятельность и оказанию помощи. Демонстрация образовательных продуктов ученика как результат реализации индивидуального учебного плана, их анализ и оценка.Данный этап показывает результат прохождения индивидуального образовательного маршрута, демонстрирует эффективность и результативность проделанной работы. Рефлексия и оценка деятельности. Данный этап важен для определения ребёнком значимости проделанной работы, является отправной точкой для определения дальнейших личностно-значимых целей. «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе» Галилео Галилей Может быть, индивидуальный образовательный маршрут и является той технологией, которая поможет работать как с одарёнными детьми, так и с отстающими?
Список литературы: Суртубаева, Д. А., [Текст]: Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» / сост. Д. А. Суртубаева, – Караганда: РИОИПК ПГС РО, 2009. Чеснокова Н. П., Суртубаева Д. А., Ибрагимова, Г. К. [Текст]:Психолого-педагогическая диагностика эффективности системы образования. Мануал курсов ПК / сост. Н. П. Чеснокова, Д. А. Суртубаева, Г. К. Ибрагимова – Караганда: РИОИПК ПГС РО, 2006.
| |
| |
EvilSpirit | Дата: Среда, 28.01.2015, 13:39 | Сообщение # 15 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
| Рег. № Ф-15
Давыдова Елена Шмульевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1»
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
и пьесе В. Леванова «Выглядки» Методическая разработка Во многих произведениях Ф.М. Достоевского тема детства является ключевой. Рассказ «Мальчик у Христа на елке» входит в цикл рассказов «Дневник писателя» за 1876 год, в котором нашли отражения горестные размышления и переживания писателя над жизнью и страданиями детей. Главным героем рассказа является мальчик «лет шести или даже менее». Автор, описывая внешность ребенка, подмечает «маленький» рост, из одежды «какой-то халатик», «картузишко». У него нет имени, он просто мальчик. Перед читателем предстает мрачная картина жилища ребенка и его обитателей: сырой и холодный подвал, сундук, нары, подстилка, где лежала «больная мать его», «мертво пьяный» халатник, «помиравшая одиноко» старушонка. А самое главное – это холод, пронизывающий до дрожи и голод «хотелось кушать», который заставляет ребенка пойти на улицу поздним вечером в январский мороз с единственной надеждой «господи, кабы покушать», «господи, так хочется поесть, хотя бы кусочек какой-нибудь». Используя прием антитезы, Ф.М. Достоевский рисует городской пейзаж, подчеркивающий разницу между убогостью существования бедных и достатком имущих, между подвалом, где живет мальчик, и улицы, куда он выходит. Широкая улица, свет, елка, сверкающая огнями, «золотые бумажки», нарядные дети, богатые барыни, «на столах пироги всякие». Но среди этой роскоши герой рассказа чужой, он маленький, голодный, замерзающий оборвыш, который плачет, потому что «у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках уже не сгибаются и больно пошевелить». Бедное дитя в большом городе чувствует не только физический холод, но и душа его страдает от человеческого холода, «и тоска берет его, потому что стало ему вдруг одиноко и жутко». И только единственный раз маленький герой «рассмеялся», когда сквозь большое стекло он увидел куколок и подумал, что они живые. И опять контраст: окружающие мальчика живые люди жестоки по сравнению с неживыми куколками: соседка-старушка ворчит на него, блюститель порядка прошел мимо и отвернулся, барыня, давшая копеечку, «отворила дверь на улицу», большой злой мальчик «треснул по голове». И только куклы доставили ему мимолетную радость «и плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок». Преступное равнодушие людей –причина гибели героя рассказа. Ф.М. Достоевский момент смерти изображает как умиротворение и избавление от боли, холода и страданий, «стало ему так хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть». А именно на границе между жизнью и смертью слышится голос мальчика, он думает, что он заснул и во сне ему видятся куклы, звучит колыбельная песня матери, ему становится тепло и хорошо. Чувства радости и восхищения ребенка писатель передает через восклицательные и вопросительные предложения, которые, являясь эффективным средством выразительности, помогают читателю лучше понять душевное состояние героя, созвучное с жанром святочного рассказа и его мотивом – ожидание чуда. Сознание мальчика переносит его на елку к Христу, где он встречает маму, смеется и радуется. Сравнивая детей, присутствующих на елке с ангелами, автор подчеркивает, несмотря на то, что смерти детей принимали уродливые формы, они безгрешны, страдающие без вины, наказанные без преступления. Матери же, которые тоже были на елке, грешны, так как, погрязнув в собственных пороках, они не смогли спасти и сохранить своих детей. Христос и их тоже благословляет, а дети утешают. Финал рассказа возвращает читателя к реальной жизни «наутро дворники нашли маленький трупик». Эти строчки напоминают официальное сообщение и опять-таки указывают на равнодушие и безразличие людей. Никто не выразил сочувствия и сострадания, никто не пролил слез. На протяжении всего рассказа повествование ведется от третьего лица, и только в заключительных строках звучит печальное признание автора: «обещал рассказы преимущественно о событиях действительных». И пусть эта история выдуманная, но ведь «все это могло случиться действительно». Эти слова связывают грустный рассказ о мальчике у Христа на елке с первой частью «Мальчик с ручкой». Незначительный эпизод, встреча с ребенком на улице, позволила Ф.М. Достоевскому создать реальную картину дальнейшей его жизни, что могло произойти с героем из второй части, если бы он не замерз в подворотне. Будущее страшно, он не был бы согрет любовью Спасителя, не обрел бы всего того, что так не хватало в действительности, а стал бы одним из тех, кого назовут «диким существом». Русский писатель-классик Ф.М. Достоевский – реалист, философ, гуманист отражал в своем творчестве актуальные проблемы девятнадцатого века. Его утверждение « …ни одна слезинка не может стоить счастья всего мира» из романа «Братья Карамазовы» находит продолжение и в настоящее время. Современный писатель-драматург В. Леванов, раскрывая тему безвинных страданий детей, удерживает читательское внимание и подчеркивает моральную ответственность и нравственный долг человечества перед ребенком. Главными героями пьесы «Выглядки» являются два мальчика – Никите пять с половиной лет и Денису четыре с половиной года. Хотя писатель дал имена свом героям, в произведении они представлены безликими существами – выглядками. Значение этого слова герои произведения понимают по-своему, от «выглядывать», потому что они часто выглядывали из окна, ждали мать. На самом деле она называла их другим словом, с другой буквой в середине слова, которое никак не откладывалось в детском сознании. Два ребенка оказываются не просто в трудной жизненной ситуации, они медленно умирают от голода, потому что мать-алкоголичка забыла о них, бросила, ушла из дома. Несмотря на возраст, дети проявляют силу своего характера, поддерживают друг друга, цепляются за жизнь из последних силенок. События развиваются в пустом доме поздним вечером. Малыши с трудом представляют, как выглядит хлеб «белое» и «черное», как называется картошка, не знают, что такое мороженое. Зато Денис помнит, что песок желтый и невкусный, а Никита знает, что тараканов есть нельзя «отравишься и умрешь». Их существование – это мучительное ожидание «ее». Слово «мама» прозвучит единственный раз из уст умирающего Никиты. Мир детей – это замкнутое пространство, ограниченное пустой комнатой с кроватью, до которой еще нужно найти силы доползти. Других героев в пьесе нет, но они присутствуют в разговоре мальчиков. Сама мать «она опять пьяная»; ее друзья собутыльники дядя Коля, который «нам ничего не давал» и дядя Слава, который «потом тебя стукнул»; пропащие отцы (один умер, а другой в тюрьме); тетка, бабка проявляют полное равнодушие, бессердечность и ненависть к детям. Жестокое обращение выражается через грубую брань, нецензурные ругательства, побои, унижения и оскорбления: «Зачем ты этих спиногрызов кормишь?», «Утопить их надо, как щенков!». Денис и Никита лишены всех атрибутов детства: игрушек, сладостей, книжек, ласки, тепла, заботы. Внешний мир для них закрыт, он представляется только в расплывчатых воспоминаниях далекого прошлого, когда Дениса «еще возили в коляске». Рассказывая брату о посещении парка, Никита рисует идеальную картину из детства: парк, карусель, смех матери, мороженое, песочница, лето. То, что для других детей считалось повседневным, для этих мальчиков – несбыточные мечты. Голод и боли превращаются в источники страха и одиночества. Диалог маленьких мальчиков, прерываемый длительными паузами, больше напоминает взрослые размышления об общечеловеческих ценностях, жизни и смерти. Никита уговаривает Дениса поспать, так как сон, по его детскому разумению, – это погружение в мир желаний, возвращение матери, утоление голода. Реплики детей становятся все короче и тише, между ними появляются многоточия, выполняющие функцию умолчания и недоговоренности, так как силы покидают детей, они почти шепотом выговаривают последние фразы. И вот в этой тишине после длительного молчания раздается голос Христа: «Пусть дети приходят ко мне, не препятствуйте им, ибо таким, как они, принадлежит Царствие Божье». В действительности же сон приносит с собой смерть, и вместо счастливого пробуждения В.Леванов изобразил гибель детей. Трагизм этого печального события заключается в том, что дети умерли не от болезни, не от войны, не от несчастного случая, не от стихийного бедствия, а из-за черствости и бесчеловечности самого родного человека – мамы. Финал пьесы очень тяжелый. «Выглядки» умерли, но мир не рухнул. Сопоставляя рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесу В. Леванова «Выглядки», можно выделить общую святочную направленность, признаками которой считаются: временная приуроченность к Рождеству; параллельное существование будничной трагической реальности и райского мира Создателя; вера в свершение чуда; наличие героя-дитя, его физические и моральные страдания и отчуждение от окружающего мира; безнравственное отношение взрослых по отношению к ребенку; использование художественных приемов антитезы, психологизма и детализации, синтаксических конструкций как способов усиления эффекта воздействия на читателя: Объединяющие мотивы безгрешности младенцев и греховности взрослых, одиночества, отчаяния, гонения, гибели, двоемирия и житейской пошлости. Кроме этого следует обратить внимание на общее идейное содержание этих произведений. Они восходят к общей тематике трагической гибели ребенка, отражают схожие морально-нравственные проблемы общества, провозглашают гуманистический пафос. Отличительной чертой этих произведений является историческое время. Ф.М. Достоевский пишет о печальной судьбе детей периода девятнадцатого века, а В.Леванов указывает на актуальные проблемы детства, обнажает уродливые формы взаимоотношений людей в современной жизни и отсылает читателей к произведениям Ф.М. Достоевского с целью выявления смысла существования человека и его деяний. По мере погружения в тексты произведений можно выделить их различную художественную форму, в которую входят способы отражения действительности, временное и пространственное перемещение, родовая градация, композиция, сюжет, стилистическая организация, средства создания портрета литературного героя, трактовка конфликта, присутствие автора. На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся фактами литературы, которая во все времена выступает отражением мира.
| |
| |